«Главный вызов карантина — дети дома. Они не озабочены ни своей, ни нашей эффективностью». Как организовать работу вне офиса — советы тренера по личной продуктивности Вячеслава Сухомлинова

Автор:
Катерина Коберник
Дата:
«Главный вызов карантина — дети дома. Они не озабочены ни своей, ни нашей эффективностью». Как организовать работу вне офиса — советы тренера по личной продуктивности Вячеслава Сухомлинова

Артем Марков / «Бабель»

Две недели назад, 12 марта, в Украине объявили карантин. Большинство бизнесов перешли на удаленную работу и изменили привычный уклад жизни. Оффлайн-совещания заменили митинги в мессенджерах, деловые встречи — звонки, главные вопросы решаются в групповых чатах. Так миллионам людей придется жить минимум месяц — до 24 апреля, когда власть, возможно, отменит карантин. Как не потерять эффективность дома, правильно планировать день и найти время для детей — «Бабелю» рассказал Вячеслав Сухомлинов, глава David Allen Company в Украине. Он больше десяти лет по популярной методике GTD учит украинских бизнесменов и топ-менеджеров доводить дела до конца и быть максимально эффективными. Свою работу дома Сухомлинов начал с покупки рабочего стола, стула и лампы. Вот его советы тем, кто временно выпал из привычной рабочей среды.

Чтобы вовремя начать и закончить рабочий день, отделите рабочее пространство от жизненного. Почему онлайн люди обучаются хуже, чем оффлайн? Потому что привычные рабочие ритуалы быстро и эффективно включают в работу. Когда человек дома в пижаме на кровати смотрит онлайн-курс, на самом деле он чаще всего не учится, а просто смотрит. Мы подсознательно включаемся, когда вовремя встаем, надеваем привычную для работы одежду, едем в офис, обдумывая дела по дороге, приезжаем и садимся за рабочий стол. Дома этим ритуалам можно найти аналоги. Встаньте вовремя, если у вас однокомнатная квартира и вы работаете в спальне, заправьте кровать и снимите пижаму. Уберите в квартире, беспорядок может подсознательно отвлекать и раздражать. Эти трекеры помогут мозгу понять, где закончился дом и началась работа.

Если есть возможность, организуйте удобное рабочее пространство. Как минимум нужен стул и стол. Сидите за столом — работаете, встали — отдыхаете. Это лучше, чем весь день работать на диване, а вечером искать в квартире место для отдыха.

Календарь планов на день дома важнее, чем в офисе. Исследование USA Today подтверждает: если вы составили список дел на завтра, вам легче отключиться и уснуть, чем если вы просто проанализировали сделанное за день. Есть много удобных диджитал-календарей, но в домашних условиях советую бумагу и ручку. Писать мы научились гораздо раньше, чем печатать. Когда мы пишем, всегда делаем это быстро и коротко. Если используем голосовой набор или печатаем, формулируем долго и потом правим. В патовой ситуации ручка и бумага (если вы работаете за столом и они доступны) всегда победят — для них не нужен Wi-Fi и пароли.

Обычно у людей нет проблем с приоритетами. Проблема в том, чтобы увязать с ними свои ежедневные действия. Составьте три списка. Первый — задачи, которые нельзя не выполнить сегодня. Второй — необязательные дела, которые можно сделать, если будет время и вдохновение. Третий, в GTD мы называем его Инбокс, чтобы заносить туда все новые идеи и планы, которые появились в течение дня, но которые могут подождать. В конце дня переносите все что нужно из третьего списка в первый или второй.

Если задачу можно сделать за две минуты и они у вас есть — делайте сразу. Лучше всего применить это правило с утра. Если ваш первый подход к работе — час, вы успеете много, увидите результат и будете довольны. Вычеркивать задачи приятно.

Если не можете работать без фидбека, делайте статусы с руководителем. Попросите давать вам задачи и комментировать результат. Но оценка продуктивности не зависит от внешних факторов — человек сам способен понять, насколько он эффективен и доволен результатами.

Главный вызов карантина — дети дома. Они не озабочены ни своей, ни нашей эффективностью. Им нельзя сказать «я занят», как коллегами в офисе. Если работаете дома, в графике должно быть время для детей. Либо вы его сразу выделите и будете контролировать, либо они возьмут его сами, когда захотят. Если совесть не позволяет заниматься детьми в рабочее время, выделите им те пару часов, которые раньше тратили на дорогу в офис. Один-два часа, как правило, достаточно. Не забывайте, детям фидбек нужен гораздо больше, чем взрослым.

У детей должен быть свой график. Они привыкли к четкому расписанию. К примеру, в школе у них подъем по часам, завтрак, первый урок, перемена, урок, большая перемена, урок, обед. Что-то похожее нужно создать на время карантина: когда ребенок встает, что делает до обеда, когда играет, учится. Редкие дети будут делать уроки, если над ними не стоять, но график поможет ориентироваться в течение дня и не мешать все в кучу. Отдых и работу детей тоже важно разделять.

Если на карантине у вас появилось время, подумайте о глобальных приоритетах — это правильный момент. В GTD выделяют шесть горизонтов фокуса. Ценности и миссия — то ради чего мы живем, каких принципов придерживаемся, как общаемся с окружающими. Видение — как видим максимальный успех. Во время эпидемии и проблем в экономике видение у многих трансформируется, а ценности остаются прежними. Стоит сесть, взвесить новые вводные и реальность, подумать, что изменилось в вашей жизни, бизнесе и что с этим делать. Видение определяет цели — то, что вы хотите реализовать в перспективе от одного до трех лет и ощутить результат. Цели управляют зонами внимания — сферами жизни, которые вам нужно держать в балансе. Зоны внимания определяют проекты, которые нужно завершить. Проекты определяют последующие действия. Если выстроить всю пирамиду, точно понять, что наверху, дальше придется решить понятную и непростую задачу — увязать это с тем, что делаете каждый день.