Прокурор Вадим Приймачок вел дело Януковича и расследовал захват Крыма, он дважды заочно арестован в России и не прошел переаттестацию ГПУ. Кто он такой — профайл theБабеля

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
Прокурор Вадим Приймачок вел дело Януковича и расследовал захват Крыма, он дважды заочно арестован в России и не прошел переаттестацию ГПУ. Кто он такой — профайл theБабеля

Юлия Вебер / «Бабель»

Прокурор Вадим Приймачок — «один из самых сильных» сотрудников Генпрокуратуры. Именно так о нем отзываются его коллеги. Последние несколько лет он вел дела, связанные с государственной изменой Виктора Януковича, захватом Крыма, военными преступлениями на Донбассе. Материалы его расследований легли в основу документов, которые Украина отправляла в Международный уголовный суд. Он один из немногих правоохранителей, кто не боялся вручать повестки высокопоставленным российским чиновникам, — за это в России на него завели два уголовных дела и дважды заочно арестовали. В октябре-декабре он проходил переаттестацию — и не прошел: комиссия отсеяла его на собеседовании. Один из ее членов оправдывал решение тем, что послужной список Приймачка на собеседовании известен не был. Корреспондент theБабеля Оксана Коваленко поговорила с бывшим начальником Приймачка, главным военным прокурором Анатолием Матиосом и с несколькими сотрудниками ГПУ (на условиях анонимности) — и рассказывает, кто такой Вадим Приймачок.

1

Заняв должность генерального прокурора, Руслан Рябошапка взялся реформировать ГПУ: с октября 2019 года все 1 083 ее прокурора проходили переаттестацию. Она состояла из трех этапов: тест на знание законов, тест на логику и собеседование с комиссией. Штат ГПУ, которая с первого января будет называться Офисом генпрокурора, сократят почти вдвое — работать останутся лишь 610 прокуроров.

Прокурор Вадим Приймачок — один из самых заслуженных прокуроров Главной военной прокуратуры — переаттестацию не прошел, его отсеяли на собеседовании. Он прошел тест на знание законодательства (92 балла из 100, при проходных 70) и тест на логику (118 баллов из 145, при проходных 96). Сам Приймачок и его коллеги очень удивились, когда выяснилось, что он не прошел собеседование с комиссией.

Собеседовала его комиссия из шести человек, ее возглавлял первый заместитель генпрокурора Виталий Касько. Выяснить, почему именно Приймачок не прошел комиссию, невозможно: протокол покажут только ему, как и видеозапись собеседования. Голосование по итогам обсуждения было тайным — даже члены комиссии не знают, как проголосовали их коллеги.

Источники в комиссии рассказывают theБабелю, что на собеседовании Приймачку задали несколько вопросов по законодательству. Его спрашивали об имуществе и о том, как он работал в Волынской прокуратуре во время Майдана. «По имуществу к нему точно претензий нет. Почему члены комиссии принимали [такие] решения, мне неизвестно», — сказал собеседник theБабеля из комиссии.

Юлия Вебер / «Бабель»

2

Вадим Приймачок родился в мае 1980 года на Волыни. Он окончил школу с золотой медалью, в Национальный юридический институт им. Ярослава Мудрого поступил со второй попытки (говорит, что за поступление в первый раз просили взятку), окончил его с красным дипломом и вернулся на Волынь. Он устроился помощником прокурора Нововолынска и с тех пор работал только в прокуратуре.

В 2013 году, когда началась Революция достоинства, он работал в прокуратуре Волынской области. В Луцке люди вышли на улицы — это был в основном мирный протест, но часть протестующих ворвались в госучреждения. Из Генпрокуратуры пришли указания их задержать. Приймачок вел несколько дел активистов, в том числе двух человек, которых считали организаторами Луцкого Майдана. Это были Игорь Гузь — тогдашний замглавы областной организации партии «Батьківщина», и его помощница Майя Москвич. Москвич задержали за акцию, где митингующие несли перевернутые портреты экс-президента Януковича; Гузь в ней тоже участвовал. Портреты они вынесли из здания областного совета. Обоим грозили уголовные статьи.

Обвинение представлял Вадим Приймачок. Полиция просила его согласовать обыски у активистов — в этом он отказал. Когда суд определял для них меру пресечения, он попросил назначить домашний арест.

Майя Москвич вспоминает, что ее дело вели два прокурора и ей было за них стыдно, потому что на суде они зачитывали чушь. «Я была уверена, что в силу каких-то обстоятельств они не могут поступить иначе. Я не держала на них зла», — говорит она. Игорь Гузь с тех пор с Приймачком не встречался. «Он был исполнителем, — говорит он. — Хотя, я думаю, что все должны были попасть под люстрацию». Гузь осенью 2014 года стал народным депутатом, а в 2019 году снова избрался в парламент на досрочных выборах.

Юлия Вебер / «Бабель»

После победы Революции достоинства Приймачок получил выговор, лишился премий, его понизили в должности. Его не подпускали к процессуальному руководству, он отвечал за статистику и вел реестр досудебных расследований. «Он понес наказание за свои ошибки. — говорит один из его коллег. — И потом отработал их полностью».

Впоследствии Приймачок не раз проходил люстрационные проверки. «Есть заключение генеральной инспекции ГПУ по Приймачку, — рассказал theБабелю бывший Главный военный прокурор Анатолий Матиос. — Если бы было за что, его бы люстрировали».

В сентябре 2014 года Приймачка перевели в отдел международно-правовых поручений — там ведут вопросы экстрадиции и прочие. Приймачок несколько раз просился служить на Донбасс, но ему отказывали. Тогда он вошел в «командировочную» группу прокуроров, которая расследовала преступления бойцов «Торнадо» в зоне АТО. Пока Приймачок работал над делом «Торнадо», его должность в Волынской прокуратуре сократили. Он устроился следователем по особо важным делам Главной военной прокуратуры в ГПУ и в начале 2017 года стал заместителем начальника отдела, который расследовал преступления против основ национальной безопасности. А с ноября 2017 года он расследовал такого же рода преступления, но уже как прокурор, и представлял гособвинение в суде.

3

Поначалу Вадим Приймачок расследовал захват Луганского аэропорта и вторжение российских военных в Дебальцево, но вскоре его перевели на расследование захвата Крыма.

В апреле 2016 года Приймачок подписал подозрение вице-адмиралу Александру Витко, который в то время командовал Российским Черноморским флотом. Подозрение удалось вручить Витко лично через курьерскую службу доставки. Позднее благодаря материалам дела он попал в санкционный список Европейского союза. Сейчас Витко судят заочно в Днепровском суде Киева. Дело уже шло к приговору, но переаттестацию не прошли прокуроры, которые представляли обвинение в суде, — на их место придут новые люди, которым еще предстоит разобраться в материалах дела.

Вадим Приймачок расследовал и дело о государственной измене экс-президента Виктора Януковича. В январе 2017 года он вместе с прокурором Русланом Кравченко летал в Нью-Йорк, чтобы разыскать одно из ключевых доказательств —обращение Януковича, которое на заседании Совбеза ООН зачитал российский постпред (о том, как судили Януковича, читайте в большом расследовании theБабеля). Его бывший шеф Анатолий Матиос вспоминает, что по этому делу Приймачок допросил всю элиту государства: «То, что они не прикрывались 63-й статьей Конституции, говорит о его высоком профессионализме».

После того, как Виктору Януковичу огласили подозрение, Следственный комитет РФ открыл дело против Приймачка. В июле 2017 года Басманный суд Москвы заочно его арестовал.

Юлия Вебер / «Бабель»

Вадим Приймачок вел и дело судей Конституционного суда России, которые признали конституционным договор о принятии в состав России Крыма и Севастополя. В марте 2018 года он составил и подписал подозрения председателю и восемнадцати судьям. Повестки доставили судьям прямо в Конституционный суд РФ с помощью курьерской службы доставки, продублировали на электронную почту ведомства и судей. За это на Приймачка в России завели еще одно уголовное дело и еще раз заочно арестовали.

Кроме того, Вадим Приймачок вел и дела «помельче». Он расследовал военные преступления полевого командира Игоря «Беса» Безлера и подписал подозрение боевику с позывным «Москва», который в 2014—2015 годах воевал в районе Донецкого аэропорта и пытал украинских военных, попавших в плен. Приймачок оказался одним из результативных работников ГПУ. «За четыре года он привлек к ответственности 31 человека, — рассказывает его коллега. — В суд попали дела по шести обвиняемым, уже есть два обвинительных приговора, один из них — гражданину России».

Приймачок отвечал за еще одно важное для Украины направление — борьбу с Россией в Международном уголовном суде. «Большинство доказательств о военных преступлениях собирал он. Поговорил со всеми военнопленными, которых обменяли», — рассказывает Матиос. Среди материалов, которые он готовил, были документы, которые подтверждали присутствие российских военных во время событий в Крыму, по пыткам и внесудебным казням.

С новым руководством прокуратуры у него сложились неоднозначные отношения. Новый глава военной прокуратуры Виктор Чумак, по словам Приймачка, обвинял его в том, что декларации военных прокуроров засекретили, поскольку Приймачок отвечал за это направление. «Я исполнял постановление руководства», — отвечает Приймачок.

В декабре Приймачок не прошел аттестацию, его уволят с должности. Пока он даже не знает, почему комиссия решила его отсеять.

Юлия Вебер / «Бабель»