770 миллионов просмотров. Normani и Билли Айлиш — главные певицы прошлого года. Итоги-2019

Автор:
Саша Вареница
Дата:

«Бабель»

Прошлый год был годом тотальной «айлишмании». За неполных девять месяцев с момента релиза первого альбома семнадцатилетняя Билли Айлиш покорила все возможные чарты, установила несколько рекордов и собрала ряд наград. Но не только она смогла громко выстрелить. Двадцатитрехлетняя певица Normani записала хит “Motivation”, который собрал на YouTube почти 75 миллионов просмотров, перестала восприниматься как одна из участниц женской группы Fifth Harmony и вышла из тени другой звезды коллектива — Камилы Кабельо. Ей пророчат будущее Бейонсе и Рианны, хотя сама она не без иронии отмечает, что ей ближе судьба Келли Роуланд — еще одной участницы Destiny’s Child, которая всегда была второй после Бейонсе. По просьбе theБабеля музыкальный журналист Саша Вареница рассказывает, в чем схожесть и принципиальное различие этих двух молодых поп-звезд с большим будущим.

1

Обе певицы увлеклись творчеством еще в детстве. Маленькая Нормани захотела стать звездой в три года, когда посмотрела популярный в Америке мюзикл «Энни». В четыре года она уже пела и танцевала, спустя несколько лет занялась гимнастикой. В 2009 году ураган «Катрина» затопил Новый Орлеан, и Нормани вынужденно переехала в Техас. На новом месте она снова занялась танцами — осваивала балет, джаз и чечетку.

В свободное время Нормани смотрела музыкальные каналы. К примеру, Total Request Live — популярное ток-шоу на MTV с рейтингом клипов. Именно там Нормани увидела всех главных поп-див того времени: Бритни Спирс, Шакиру, Кристину Агилеру. Благодаря другому шоу из 90-х — 106 & Park, которое рассказывало о хип-хопе и R&B-музыке, она познакомилась с артистками Lil’ Kim и Ciara. В клипе “Motivation” Нормани вспоминает о том, как они помогли ей стать звездой. В начале видео девушка-подросток спешит к телевизору и влюбленно смотрит на экран. Там появляется взрослая Нормани и повторяет танец Бейонсе в клипе Crazy In Love.

Клип Crazy In Love стал первым в сольной карьере Бейонсе, точно так же, как и Motivation для Нормани.

В клипе Нормани повторяет фирменную походку Бейонсе.

В интервью американскому Cosmopolitan Нормани призналась, что в детстве была интровертом. В этом она схожа с Билли Айлиш, которая для многих олицетворяет интровертность и замкнутость. Айлиш училась дома и была отстраненным ребенком. Еще в раннем возрасте у нее диагностировали синдром Туретта — генетическое заболевание нервной системы, при котором человек не может контролировать свою речь, мимику и движения. Но это не помешало ей творчески реализоваться. Как и Нормани, Билли Айлиш профессионально занималась танцами, пока не травмировала бедро в 13 лет. С танцами пришлось завязать, а у девушки началась затяжная депрессия.

Билли Айлиш рано начала петь — в 8 лет она вступила в Лос-анджелесский детский хор. В 11 уже писала песни, беря пример со своего старшего брата Финнеаса, у которого была своя группа. Сейчас это известный музыкант и композитор Финнеас О’Коннелл, или FINNEAS. В домашней студии он в одиночку смастерил фирменный минималистичный, но остроумный саунд Билли Айлиш. Первый официальный сингл певицы “Ocean Eyes”, который она в 2016 году выложила на SoundCloud, изначально был песней Финнеаса, которую он написал для своей группы The Slightlys. Трек тут же стал вирусным хитом.

2

В 2012 году Нормани участвовала в американском X-Factor, но не прошла дальше второго раунда. Организаторы все же вернули ее вместе с четырьмя другими девушками, среди которых была и Камила Кабельо, объединив в коллектив Fifth Harmony. Таким импровизированным составом они заняли в том сезоне третье место. А вскоре американский продюсер Саймон Коуэлл подписал группу на свой звукозаписывающий лейбл Syco Music. Девушки выпустили три альбома, каждый из которых попал в хит-парад Billboard 200. Их главный хит “Work from Home”, у которого 2,2 миллиарда просмотров на YouTube, занял в этом чарте четвертую строчку.

Fifth Harmony были очень прибыльным проектом. В какой-то момент они зарабатывали 200 тысяч долларов за один концерт. Несмотря на это, Нормани не чувствовала себя до конца реализованной. «У меня нет ощущения, что когда я была в группе, кто-то видел настоящую версию меня, — говорила она в последнем номере журнала The FADER, который вышел с ее лицом на обложке. — Мне не дали возможности продемонстрировать это».

В любом продюссерском коллективе обязательно есть одна звезда и все остальные. В Fifth Harmony такой звездой была Камила Кабельо. И хотя участницы говорили, что они были на равных и дружили, фанаты считали иначе. В августе 2016 года Fifth Harmony вели лайв-трансляцию на Facebook вместе с журналом Galore. Когда Нормани попросили высказаться о каждой из ее коллег, она запнулась на имени Камилы и неуверенно пробормотала: «Она... Давайте посмотрим. Камила. Очень странная, милая». Поклонников Кабельо разозлило, что Нормани подробно и с удовольствием рассказывала о других членах группы, но не уделила должного внимания главной звезде. Нормани начали травить и оскорблять — ее даже называли «обезьяной».

На следующий день певица объявила, что временно покидает Twitter и вообще соцсети, потому что там слишком много агрессии. Камила Кабельо в ее поддержку написала: «Я не потерплю на своем пути никакой ненависти, расизма или дискриминации по отношению к КОМУ БЫ ТО НИ БЫЛО. Точка». Но эта история убедила Нормани, что ей нужно идти своей дорогой. Проект Fifth Harmony распался, и началась сольная ее карьера.

3

В сентябре 2016 года Нормани назначили послом международного фонда Cybersmile Foundation, который поддерживает жертв кибербуллинга. Для Нормани всегда было важно помогать людям. В 2017 году она стала всемирным послом Американского онкологического общества. Оно рассказывает о профилактике рака молочной железы и мотивирует вакцинироваться против вируса папилломы человека.

Билли Айлиш тоже интересуют серьезные проблемы человечества и важные социальные вопросы. В 2019 году она стала лицом рекламной кампании Calvin Klein I Speak My Truth In #MyCalvins («Я говорю правду»), а также снялась в социальной рекламе Seize the Awkward. Нормани защищает от расизма, Билли Айлиш помогает людям с психическими расстройствами. Обе певицы попали в почетный список Forbes 30, который отмечает наиболее успешных и влиятельных людей в разных областях до 30 лет. У обеих на руках контракты с авторитетными мейджор-лейблами — с RCA Records (Sony Music Entertainment) у Нормани и Interscope Records (Universal Music Group) у Билли Айлиш. Обе уже выступают на разогреве в более опытных коллег. Билли Айлиш участвовала в турне High as Hope Tour вместе с группой Florence and The Machine. А Нормани разогревала концерты главной поп-дивы последней декады Арианы Гранде в ее туре Sweetener.

За три года после роспуска Fifth Harmony треки «молодой Бейонсе» прослушали более трех миллиардов раз. На Spotify у Нормани миллион стримингов, при этом в ее дискографии нет ни одного полноценного альбома — релиз планируется в начале 2020 года. Композиция Нормани и Сэма Смита “Dancing With a Stranger” стала самой популярной песней на радиостанциях всего мира в этом году. А клип певицы на трек “Motivation” признали лучшим R&B-видео года на церемонии вручения MTV Video Music Awards.

Но конкурировать с Билли Айлиш невозможно. Ее альбом When We All Fall Asleep, Where Do We Go? моментально стал первым в Billboard 200 и UK Albums Chart, где американские артисты — редкие гости. Он побил рекорд по предзаказам на музыкальной платформе Apple Music — более 800 тысяч за неделю до выхода лонгплея. Билли Айлиш стала первым артистом, родившемся в XXI веке, альбом которого лидировал в чартах в США. Ее визитная карточка, сингл “Bad Guy” в августе 2019 года возглавил американский Billboard Hot 100. Он же целых две недели возглавлял чарты радиоэфиров в категориях «Поп-песни» и «Альтернативные песни». Семнадцатилетняя певица уже откатала три тура, билеты на которые раскупили в первые дни, и планирует четвертый в этом году — Where Do We Go? World Tour. У нее три статуэтки MTV Video Music Award и шесть номинаций на «Грэмми», в большей части которых у нее нет конкурентов.

4

Билли Айлиш и ее дебютный альбом еще долго будут анализировать. Она показала, что устоявшиеся правила игры мирового шоу-бизнеса поменялись. Артисты переходят на стриминговые платформы и соцсети. В XXI веке выигрывает прямой и быстрый контакт с аудиторией, а не большие классические интервью в глянцевых журналах. Людям нравится, когда артист максимально сокращает дистанцию со слушателем. Главный феномен Билли Айлиш в том, что она полностью соответствует всем актуальным тенденциям. Стриминги с каждым годом отвоевывают все большую долю рынка продаж музыки, а основные их пользователи — это молодые люди до 25 лет. Поэтому 17-летняя певица так популярна. Отныне любой продюсер должен думать в первую очередь о том, как его артист будет коммуницировать с публикой. Будет и много тех, кто попытается скопировать манеру и стиль Билли Айлиш.

Нормани — это традиционный поп-продукт со всеми обязательными атрибутами и методами продвижения. Ее популярность — результат отлаженного продюсерского механизма. Она очень сильная артистка, которая выиграла гонку у десятков таких же благодаря своему таланту —танцевать, петь, работать на камеру, говорить правильные вещи в интервью. Все остальное сделали профессионалы.

Обе девушки достигли успеха в раннем возрасте, но разными путями. Фишка Нормани — идеально отрепетированные танцевальные постановки, где она в главных ролях и в центре внимания. Билли Айлиш во время своих лайвов ведет себя максимально свободно и непредсказуемо — как любой бунтующий подросток. Нормани и ее команда делают ставку на сексуальность и блестящие дорогие наряды. Билли Айлиш одевается исключительно в оверсайз-балахоны и шорты с яркими принтами, за которыми невозможно рассмотреть ее фигуру. Над каждым треком Нормани работают лучшие авторы песен и саунд-продюсеры индустрии. Тогда как все песни в альбоме When We All Fall Asleep, Where Do We Go? написали Билли Айлиш и ее брат Финнеас. Нормани берет пример с певиц, на музыке которых она росла, и уважительно относится к наследию американской поп-музыки. Билли Айлиш — это символ эпохи пост-иронии, метамодерна и пост-музыки. Нормани следует канонам, которые столько лет приводили к успеху ее кумиров. Она —новая большая фигура в череде великих певиц длиной в полвека — от Билли Холидей и Этты Джеймс к Диане Росс и Тине Тернер, а затем к Джанет Джексон и Уитни Хьюстон и, наконец, к Рианне и Бейонсе.

Обе певицы дальше будут только расти. Но сейчас они находятся на противоположных полюсах. На одном — ностальгическое возвращение к золотым поп-стандартам, которое воплощают в своем творчестве Normani, Ариана Гранде и Сэм Смит. На другом — полное, демонстративное пренебрежение ими. Яркие примеры такого вектора — Билли Айлиш или, например, Монеточка. Со временем пропасть между двумя этими мирами, похоже, будет только увеличиваться.