Накануне встречи Зеленский рассказал о главных целях: обмен пленными — кого и когда можно обменять, постоянное прекращение огня, выведение всех военных формирований на неподконтрольных Украине территориях до проведения местных выборов и с указанием конкретных сроков. Помощник Зеленского Андрей Ермак, который вошел в состав официальной делегации Украины, говорил, что в случае восстановления Украиной контроля над границей выборы на Донбассе могут быть проведены 31 октября следующего года — вместе с местными выборами по всей Украине. Украина также настаивала, что на выборы нужно допустить украинские партии, журналистов, наблюдателей и Центризбирком. Вопрос выборов — один из наиболее спорных, потому что в Минских соглашениях этот пункт не выписан конкретно и Россия манипулировала им, настаивая, что выборы на временно оккупированных территориях могут проходить и без контроля над границей.
Официальных комментариев о требованиях России немного. Москва в вопросе выборов требовала обратного: сначала выборы, а уже потом контроль над границей.
На предложение Андрея Ермака провести одновременно местные выборы на подконтрольных и оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей 31 октября 2020 года в России реагируют негативно: мол, никто не будет ничего пересматривать, выборы должны быть досрочными.
Россия также настаивала на особом статусе оккупированных территорий и чтобы его закрепили в Конституции. При этом они хотят, чтобы принятый еще при президенте Порошенко закон об особенностях самоуправления ОРДЛО был продлен, хотя его действие заканчивается 31 декабря 2019 года. Зеленский раньше говорил о новом законопроекте.
Чего требовала до встречи Украина:
постоянное прекращение огня;
обмен пленными и конкретные сроки, кого и как можно обменять;
выведение всех военных формирований на неподконтрольных Украине территориях до проведения местных выборов с указанием конкретных сроков;
контроль Украины над границей, доступ партий, наблюдателей, журналистов;
Украина не собиралась согласовывать разведение сил на каких-либо других точках.
Чего требовала до встречи Россия:
сначала выборы, потом контроль Украины на российско-украинской границе;
проводить местные выборы на оккупированной части Донбасса только досрочно;
развести войска на всей линии разграничения;
продлить действие закона об особенностях самоуправления и внести соответствующие изменения в Конституцию;
амнистия для участников войны со стороны оккупированного Донбасса.
Первой на встречу в Елисейский дворец на черном Mercedes прибыла Ангела Меркель, за ней на французском автомобиле Renault приехал Владимир Зеленский. Кроме него и Ермака, в состав украинской делегации вошли министр иностранных дел Вадим Пристайко, глава Офиса президента Андрей Богдан, его замы Кирилл Тимошенко и Юрий Костюк, глава СБУ Иван Баканов, министр МВД Арсен Аваков, начальник Генштаба Руслан Хомчак, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Алексей Резников, а также министр энергетики Алексей Оржель и исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.
Российские журналисты выкрикивали Зеленскому вопросы о том, что он посчитает успехом и приедет ли в Москву на 9 мая. Президент Украины не отвечал, поздоровавшись с Макроном, показал знак «виктори».
Путин традиционно опаздывал. Подъехав ко дворцу на огромном черном Rolls-Royce и поздоровавшись с Макроном, Путин вошел во дворец. Зеленский встречался вначале с Макроном, затем с Меркель, Путин — наоборот. Его встреча с Макроном закончилась чуть раньше, чем Зеленского с Меркель. Журналистам показали комнату с круглым столом, где должны были пройти переговоры. Заходя Зеленский чуть не сел на место Путина. Спустя несколько минут журналистов попросили выйти, и встреча началась. Вместе с Зеленским в комнате остались Пристайко, Ермак и Хомчак.
Через два с половиной часа многосторонних переговоров Зеленский и Путин пошли на отдельную встречу. Двухсторонние переговоры длились больше часа, хотя, по словам Зеленского, должны были продолжаться 20 минут; было две части — вначале говорили президенты вместе с советниками, а затем вдвоем. В 22:00 все лидеры «нормандской четверки» отправились на ужин, где продолжили переговоры. Спустя два с половиной часа они вышли и рассказали, о чем смогли договориться. «Эти договоренности — база для разрешения конфликта […] Нам удалось договориться поручить МИД и советникам согласовать политические условия и условия по безопасности, чтобы через четыре месяца довести [это] до конца и создать условия для проведения выборов. Это заложит основу для доверия и мы сможем двигаться к миру», — сказал Макрон, начиная пресс-конференцию.
О чем договорились на встрече на самом деле:
о «формуле Штайнмайера» — это означает, что после выборов миссия ОБСЕ должна их признать такими, что соответствуют украинскому законодательству. На время признания выборов вступит в силу закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
о полном прекращении огня, которое должно начаться к концу 2019 года;
о расширении мандата СММ ОБСЕ, чтобы они могли мониторить ситуацию 24 часа в сутки и семь дней в неделю;
об обмене пленными в формате «всех на всех» до 31 декабря 2019 года и доступ Красного Креста к всех задержанных;
о разведении еще на трех участках; участки не названы. Их определят в Минске на заседании Трехсторонней контактной группы. Зеленский подчеркнул, что это не будут стратегические точки, как Дебальцево, и что он уже поручил главе Генштаба Хомчаку определить их.
об открытии новых пунктов пропуска в течение 30 дней;
о новой встрече в «нормандском формате» через четыре месяца;
о газовые контракты «договорились договариваться».
Зеленский заявил, что никогда не согласится на федерализацию Украины. Это то, чего требует Российская Федерация. «Я хочу выделить ряд принципов, которые я как президент Украины никогда не нарушу и с которыми не согласится украинский народ. Это невозможность федерализации — Украина является унитарным государством, это неизменная статья Конституции и незыблемый принцип существования государства», — сказал он.
Президент рассказал, что на встрече не раз подчеркивал, что Украина должна вернуть контроль над российско-украинской границей. Но договориться по этому вопросу не удалось. «Я настаивал на восстановлении полного контроля над границей. Уверен, мы вернемся к этому на следующей встрече лидеров «нормандской четверки» через четыре месяца. Я также настаивал на выведении войск [...] Я подчеркнул, что выборы в ОРДЛО возможны только по правилам ОБСЕ и по украинским законам», — сказал Зеленский, позже добавив, что как президент не ведет переговоров с представителями ОРДЛО и нужно говорить с представителями Донбасса. А еще сказал, что «было долго».
Источники theБабеля в РНБО еще до саммита говорили, что один из важных вопросов, по которому стороны не могут договориться — это транзит газа. Потому в Париж и приехали глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики России Александр Новак, министр энергетики Украины Алексей Оржель и исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. В конце пресс-конференции Путин как бы «между прочим» напомнил о том, что газ для Украины может быть дешевле на 25%, но нужно договариваться. «Потому что цена газа дотируется, а мы не можем снижать цену дотациями», — сказал он.
После совместной пресс-конференции Зеленский вышел на встречу с украинскими журналистами. На вопрос о встрече с Путиным и «кто кого» президент ответил: «Пока ничья».