Первый проект подземного рельсового туннеля в Киеве появился еще в 80-х годах XIX века. Его планировали построить от современного Речного вокзала, через Почтовую площадь и Бессарабку до Железнодорожного вокзала. Однако тогда Городская дума отклонила проект. В первую очередь, из-за стоимости, а во вторую, потому что тогда Киеву не грозил транспортный коллапс. Повторно к теме строительства метро вернулись в 1910-х. Но тогда помешали Первая мировая и Гражданская войны.
В 1936 году был утвержден новый Генеральный план застройки Киева. Началось строительство правительственного квартала. В том же году утвердили и проект Киевского метрополитена длиной около 40 километров. Согласно плану, метро должно было соединить Выгуровщину на левом берегу с Оболонью на правом, оттуда по поверхности идти до Вишневого, затем через Пирогово и Жуков остров выходить к железнодорожному пути в районе Дарницкого вокзала, а от него — до Воскресенки. В 1937 году начали строить два туннеля под Днепром: Южный, который соединил бы Жуков остров с Осокорками, и Северный — для сообщения Оболони с Выгуровщиной. Но строительство свернули из-за Второй мировой войны.
Весной 1945 года утвердили план послевоенной реконструкции Киева. В нем предусматривалось строительство 22 станций на трех ветках метро, которые существуют сегодня: Святошино — Бровары, Куреневка — Сталинка (сейчас Оболонь — Теремки) и Сырец — Печерск.
В 1949 году начали пробивать туннели метро от современной станции «Днепр». Здесь же было и первое депо. Первая «сбойка» туннелей состоялась в 1951-м между станциями «Днепр» и «Арсенальная». Последняя — в 1959-м между «Университетом» и «Вокзальной».
Из-за особенностей рельефа на правом берегу Киева метростроевцы сталкивались с определенными трудностями: подземными водами, труднопроходимыми грунтами и многими другими. Поэтому туннели для первых станций пришлось прокладывать на большой глубине. Так построили самую глубокую в мире станцию «Арсенальная» — 105,5 метра. Ее строили по лондонскому типу — с подземным вестибюлем, который сооружали на поверхности и затем четыре месяца постепенно опускали на 50-метровую глубину.
К 1958 году полностью проложили туннели, рельсы и эскалаторы для первых пяти станций столичного метрополитена: «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная». В том же году объявили конкурс на лучшее оформление станций. В итоге победителей отбирали из 80 проектов-претендентов.
Первый тестовый рейс 22 октября 1960 года провел машинист Московского метрополитена Алексей Симагин. А на официальном открытии, 6 ноября, его сменил киевлянин Иван Виноградов. Он вспоминает, как их вместе с Симагиным «проверяли спецорганы на предмет сознательности, лично со мной беседовал полковник». Церемонию открытия провели на «Крещатике». Затем поезд с партийным начальством двинулся через «Арсенальную» к станции «Днепр», а оттуда обратно на «Вокзальную».
После открытия метрополитен неделю работал в экскурсионном режиме. Группы от предприятий и учебных заведений могли бесплатно осматривать станции и кататься в вагонах. Сегодня Киевский метрополитен — это три линии протяженностью почти 70 километров, 52 станции с тремя пересадочными узлами. Метро ежедневно перевозит около полутора миллиона пассажиров.
Мы стремимся к тому, чтобы у нас было читателей не меньше, чем пассажиров в метро. Поддержите наше стремление донатом.