59 лет назад в Киеве открыли первую очередь метро. Вспоминаем, как строили первые станции и самую глубокую в мире — «Арсенальную» (в архивных фото)

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:
59 лет назад в Киеве открыли первую очередь метро. Вспоминаем, как строили первые станции и самую глубокую в мире — «Арсенальную» (в архивных фото)

Строители Киевского метрополитена на станции «Арсенальная» поздравляют машиниста-инструктора Алексея Симагина с первым пробным рейсом, 22 октября 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Шестого ноября 1960 года в Киеве открыли первую очередь метро из пяти станций: «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная». Это был третий в СССР метрополитен после Москвы и Ленинграда. Метро в Киеве хотели построить еще в конце XIX, а затем в начале XX века, но помешали войны. В 1945 году появился новый проект метро с тремя линиями, которые существуют и по сей день. К 1960-му успели построить только пять станций современной красной ветки, причем «Арсенальная» оказалась самой глубокой в мире станцией подземки, а ее вестибюль сооружали на поверхности и опускали под землю четыре месяца. Обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров узнал, как строили и оформляли первые станции Киевского метрополитена и разыскал архивные снимки 1950—1960 годов.

Первый проект подземного рельсового туннеля в Киеве появился еще в 80-х годах XIX века. Его планировали построить от современного Речного вокзала, через Почтовую площадь и Бессарабку до Железнодорожного вокзала. Однако тогда Городская дума отклонила проект. В первую очередь, из-за стоимости, а во вторую, потому что тогда Киеву не грозил транспортный коллапс. Повторно к теме строительства метро вернулись в 1910-х. Но тогда помешали Первая мировая и Гражданская войны.

В 1936 году был утвержден новый Генеральный план застройки Киева. Началось строительство правительственного квартала. В том же году утвердили и проект Киевского метрополитена длиной около 40 километров. Согласно плану, метро должно было соединить Выгуровщину на левом берегу с Оболонью на правом, оттуда по поверхности идти до Вишневого, затем через Пирогово и Жуков остров выходить к железнодорожному пути в районе Дарницкого вокзала, а от него — до Воскресенки. В 1937 году начали строить два туннеля под Днепром: Южный, который соединил бы Жуков остров с Осокорками, и Северный — для сообщения Оболони с Выгуровщиной. Но строительство свернули из-за Второй мировой войны.

Весной 1945 года утвердили план послевоенной реконструкции Киева. В нем предусматривалось строительство 22 станций на трех ветках метро, которые существуют сегодня: Святошино — Бровары, Куреневка — Сталинка (сейчас Оболонь — Теремки) и Сырец — Печерск.

Туннель Киевского метрополитена у станции «Арсенальная», 9 августа 1959 года.
Строители Киевского метрополитена выверяют пути в туннеле между станциями «Университет» и «Крещатик», 31 октября 1959 года.
Проходчик за работой в туннеле Киевского метрополитена, сентябрь 1959 года.

Туннель Киевского метрополитена у станции «Арсенальная», 9 августа 1959 года. Строители Киевского метрополитена выверяют пути в туннеле между станциями «Университет» и «Крещатик», 31 октября 1959 года. Проходчик за работой в туннеле Киевского метрополитена, сентябрь 1959 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

В 1949 году начали пробивать туннели метро от современной станции «Днепр». Здесь же было и первое депо. Первая «сбойка» туннелей состоялась в 1951-м между станциями «Днепр» и «Арсенальная». Последняя — в 1959-м между «Университетом» и «Вокзальной».

Строительство линии Киевского метро от станции «Днепр» на левый берег, 1963 год.
Станция метро «Днепр» в Киеве, июль 1962 года.

Строительство линии Киевского метро от станции «Днепр» на левый берег, 1963 год. Станция метро «Днепр» в Киеве, июль 1962 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Аппаратчица 3-го участка строительства Киевского метрополитена А. Стеблевская за работой, 31 октября 1958 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Из-за особенностей рельефа на правом берегу Киева метростроевцы сталкивались с определенными трудностями: подземными водами, труднопроходимыми грунтами и многими другими. Поэтому туннели для первых станций пришлось прокладывать на большой глубине. Так построили самую глубокую в мире станцию «Арсенальная» — 105,5 метра. Ее строили по лондонскому типу — с подземным вестибюлем, который сооружали на поверхности и затем четыре месяца постепенно опускали на 50-метровую глубину.

Сооружение подземного промежуточного вестибюля станции «Арсенальная» Киевского метрополитена, 28 марта 1958 года.
Барельеф на перроне станции «Арсенальная» Киевского метрополитена, 1962 год.
Здание станции «Арсенальная» Киевского метрополитена, 1962 год.

Сооружение подземного промежуточного вестибюля станции «Арсенальная» Киевского метрополитена, 28 марта 1958 года. Барельеф на перроне станции «Арсенальная» Киевского метрополитена, 1962 год. Здание станции «Арсенальная» Киевского метрополитена, 1962 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Сооружение наземной станции «Крещатик» Киевского метрополитена, 12 января 1960 года. Здание станции «Крещатик» Киевского метрополитена, 1962 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

К 1958 году полностью проложили туннели, рельсы и эскалаторы для первых пяти станций столичного метрополитена: «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная». В том же году объявили конкурс на лучшее оформление станций. В итоге победителей отбирали из 80 проектов-претендентов.

Отделочные работы на перроне станции «Вокзальная» Киевского метрополитена, 3 октября 1960 года.
Здание станции «Вокзальная» Киевского метрополитена, ноябрь 1960 года.

Отделочные работы на перроне станции «Вокзальная» Киевского метрополитена, 3 октября 1960 года. Здание станции «Вокзальная» Киевского метрополитена, ноябрь 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Отделочные работы на станции «Крещатик» Киевского метрополитена, 30 июля 1960 года.
Руководители партии и правительства УССР осматривают станцию «Крещатик» в день открытия Киевского метрополитена, 6 ноября 1960 года.

Отделочные работы на станции «Крещатик» Киевского метрополитена, 30 июля 1960 года. Руководители партии и правительства УССР осматривают станцию «Крещатик» в день открытия Киевского метрополитена, 6 ноября 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Скульптура Ленина на станции «Университет» Киевского метрополитена, 6 ноября 1960 года.
Наземный вестибюль станции «Университет» Киевского метрополитена, 6 ноября 1960 года.

Скульптура Ленина на станции «Университет» Киевского метрополитена, 6 ноября 1960 года. Наземный вестибюль станции «Университет» Киевского метрополитена, 6 ноября 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Первый тестовый рейс 22 октября 1960 года провел машинист Московского метрополитена Алексей Симагин. А на официальном открытии, 6 ноября, его сменил киевлянин Иван Виноградов. Он вспоминает, как их вместе с Симагиным «проверяли спецорганы на предмет сознательности, лично со мной беседовал полковник». Церемонию открытия провели на «Крещатике». Затем поезд с партийным начальством двинулся через «Арсенальную» к станции «Днепр», а оттуда обратно на «Вокзальную».

Машинист Иван Виноградов, который провел первый поезд в день официального открытия первой очереди Киевского метрополитена 6 ноября 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Кассы станции «Днепр» Киевского метрополитена, 1960 год.
Пассажиры первого поезда в день открытия Киевского метрополитена 6 ноября 1960 года.

Кассы станции «Днепр» Киевского метрополитена, 1960 год. Пассажиры первого поезда в день открытия Киевского метрополитена 6 ноября 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Первый секретарь ЦК КПУ Николай Подгорный (в центре) на церемонии открытия Киевского метрополитена на станции «Крещатик» 6 ноября 1960 года.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

После открытия метрополитен неделю работал в экскурсионном режиме. Группы от предприятий и учебных заведений могли бесплатно осматривать станции и кататься в вагонах. Сегодня Киевский метрополитен — это три линии протяженностью почти 70 километров, 52 станции с тремя пересадочными узлами. Метро ежедневно перевозит около полутора миллиона пассажиров.

Мы стремимся к тому, чтобы у нас было читателей не меньше, чем пассажиров в метро. Поддержите наше стремление донатом.