Владимир Щербицкий вышел из «днепропетровского клана», который составляли близкие знакомые Леонида Брежнева. Его карьера резко пошла в гору в конце 1940-х, когда Брежнев возглавлял Днепропетровский обком партии.
Постепенно Щербицкий внедряется уже в руководство республики. В конце 1950-х он секретарь ЦК КПУ, ответственный за тяжелую промышленность. Эта должность считалась пересадочной и открывала путь в высшие эшелоны партийного руководства. В 1961 году Щербицкий занял должность главы Совета министров УССР и стал вторым человеком в республике после первого секретаря ЦК КПУ Николая Подгорного.
К лету 1963 года стало известно, что Подгорного переводят в секретариат ЦК в Москву. Щербицкий становится основным претендентом на главную партийную должность в УССР. Однако он попал в опалу к тогдашнему главе ЦК КПСС Никите Хрущеву за то, что выступил против разделения партийных комитетов на промышленные и сельскохозяйственные.
В итоге Щербицкого сняли с поста главы Совмина и отправили в Днепропетровский обком. А первым секретарем ЦК КПУ назначили ставленника Подгорного Петра Шелеста. Брежнев ничем не мог помочь своему земляку и соратнику Щербицкому, поскольку сам попал в немилость к Хрущеву.
В 1964 году Шелест примкнул к группе заговорщиков, которая устранила Хрущева от власти. Во главе СССР стал триумвират: Леонид Брежнев, Алексей Косыгин и Николай Подгорный. Постепенно Брежнев концентрировал власть в своих руках и старался максимально ослабить конкурентов, в первую очередь, амбициозного и рвущегося к власти Подгорного. И поэтому начал закулисную борьбу против его окружения.
Шелест первым пострадал от партийных интриг. В сентябре 1965 года его раскритиковали на заседании Политбюро ЦК КПСС в Москве за предложение предоставить Украине право самостоятельно торговать с другими странами. В итоге Шелесту, а вместе с ним и Подгорному, припомнили все, что могли: от высокого уровня потребления мяса в республике до «разгула национализма».
С поста Шелеста не сняли, но в верхушке руководства УССР устроили чистки. Этим воспользовался Брежнев и в октябре 1965-го пролоббировал на освободившуюся должность главы Совмина своего человека — Владимира Щербицкого. Он должен был стать противовесом Шелеста в высшей номенклатуре УССР, которая нередко играла важную роль в партийных интригах всего Советского Союза.
С 1965 года между Шелестом и Щербицким началась закулисная борьба за лидерство в республике. Они были не только разные по темпераменту и стилю управления, но и главное — абсолютно не переносили друг друга. Эта борьба продолжалась семь лет, и победителем в ней вышел Щербицкий.
При поддержке Брежнева постепенно растет политический и публичный статус главы Совмина УССР. Щербицкий входит в состав президий партийных съездов, возглавляет некоторые заседания, единолично встречает иностранные делегации. С 1970 года новый глава украинского КГБ Виталий Федорчук ходит с докладами не к первому секретарю ЦК КПУ, а к главе Совмина, и с ним решает все вопросы. В итоге, в мае 1972 года Шелеста сослали в Москву заместителем председателя Совмина СССР, а через год отправили на пенсию. Его должность главы ЦК КПУ занял Щербицкий.
После хрущевской опалы 1963-го Щербицкий стал более осторожным в словах и поступках. По мнению историков, теперь он «не проявлял никаких инициатив, предпочитая быть скорее исполнителем, чем лидером. Подобная манера политического поведения стала для него выигрышной и принесла вполне реальные результаты».
С середины 1970-х Щербицкий считался одним из наиболее вероятных преемников Брежнева на посту Генсека. Его главным конкурентом в этой борьбе был глава КГБ Юрий Андропов. В начале 1982-го Андропов получил пост секретаря ЦК по идеологии, которые в партийной иерархии считался вторым после генсека. Но ему не позволили оставить КГБ под своим контролем. Щербицкий продавил, чтобы на эту должность назначили его человека — украинского чекиста Федорчука.
В кулуарах ЦК КПСС ходили слухи, что однажды Брежнев указал на свое кресло Щербицкому и сказал: «Вот место, которое ты займешь после меня». А на ноябрьском пленуме партии 1982-го Брежнев якобы собирался объявить Щербицкого своим преемником. Однако он не дожил до заседания всего несколько дней. Первым о смерти Брежнева в ночь на 10 ноября узнал Андропов. Это дало ему время провести тайные переговоры с партийной верхушкой и склонить их на свою сторону. Когда новость о смерти Брежнева дошла до Щербицкого, вопрос о преемнике уже фактически был решен. Через два дня Андропов стал новым генсеком.
Щербицкий сохранил должность первого секретаря ЦК КПУ и при Андропове, и при Константине Черненко. А с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году на первых порах поддерживал его реформаторский курс.
Поворотным моментом в жизни и политической карьере Щербицкого стала авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Еще в 1970-х Щербицкий выступал против строительства ЧАЭС, однако в Москве к его мнению не прислушались. Затем его обвиняли в недооценке масштабов аварии, но главное — в том, что он в 1986-м провел первомайскую демонстрацию в Киеве, несмотря на радиоактивную угрозу. На проведении демонстрации настаивал лично Горбачев, а за ее срыв угрожал выгнать Щербицкого из партии. В итоге он максимально сократил время демонстрации и сам вышел на Крещатик вместе с женой, детьми и внуком.
К 1989 году Щербицкий уже не мог выдерживать давление общественности и партийного окружения. В сентябре он ушел с должности первого секретаря ЦК КПУ, на которой пробыл рекордные 17 лет.
Через пять месяцев после своей отставки, в феврале 1990 года, Щербицкий умер в клинике «Феофания». Официальная причина — воспаление легких. Но некоторые историки считают, что Щербицкий застрелился из своего карабина, а партийное руководство это скрыло. В качестве доказательства приводят записку, в которой он рассказывает жене, как поступить с деньгами на сберегательной книжке, орденами, медалями и грамотами.
Вдова Щербицкого категорически отрицала версию самоубийства. По ее словам, он просто утратил волю к жизни, а свое «завещание» написал задолго до смерти, «на всякий случай».
Чтобы мы могли рассказать вам о политиках прошлого и настоящего, поддержите нас донатом.