Во имя отца и сына. Конгресс США получил секретные меморандумы Рудольфа Джулиани по делу Джо и Хантера Байденов. Это пересказ его разговоров с Шокиным и Луценко — и вот что в них содержится

Авторы:
Maria Zhartovska, Oksana Kovalenko, Gleb Gusev
Дата:
Во имя отца и сына. Конгресс США получил секретные меморандумы Рудольфа Джулиани по делу Джо и Хантера Байденов. Это пересказ его разговоров с Шокиным и Луценко — и вот что в них содержится

Teresa Kroeger / Getty Images; Drew Angerer / Getty Images; «Бабель»

В палате представителей США продолжается расследование, которое ведут члены Демократической партии. Они выясняют, хотел ли Дональд Трамп использовать украинских чиновников, чтобы найти компромат на Джо Байдена — своего главного соперника на будущих президентских выборах. К концу недели фокус расследования сместился на суть обвинений в адрес Байдена. Генеральный инспектор (аудитор) Госдепа США передал в Сенат и палату представителей два меморандума, где эти обвинения описаны. Меморандумы содержат пересказ разговоров Рудольфа Джулиани с двумя руководителями украинской Генпрокуратуры: Виктором Шокиным и Юрием Луценко. Еще в начале года Рудольф Джулиани передал эти меморандумы в Белый Дом. На них, судя по всему, и опирался президент Дональд Трамп, когда разговаривал с президентом Владимиром Зеленским по телефону. Оба меморандума оказались в распоряжении корреспондентов theБабеля Марии Жартовской и Оксаны Коваленко. Кратко пересказываем их содержание.

В последних числах января 2019 года адвокат президента США Рудольф Джулиани говорил с двумя руководителями украинской Генпрокуратуры. С экс-генпрокурором Виктором Шокиным он разговаривал по телефону, а с тогдашним генпрокурором Юрием Луценко провел личную встречу. По итогам телефонного разговора и встречи были составлены два меморандума — в них упомянуты участники и кратко пересказано содержание разговоров.

Позднее Рудольф Джулиани передал эти два меморандума в Белый Дом, оттуда они попали к госсекретарю Майклу Помпео, от него — к главному юристу Госдепа, а от него в мае 2019 года — в Офис генерального инспектора. Офис генерального инспектора является независимым подразделением Госдепа и следит за тем, чтобы сотрудники Госдепа не нарушали закон.

Второго октября генеральный инспектор передал эти меморандумы членам палаты представителей и Сената США — в комитеты по международным делам, по разведке и другие. На этой неделе в комитетах пройдут слушания по этой теме. Члены комитетов собираются опросить пятерых американских чиновников, которые курировали Украину.

Телефонный разговор и встречу с украинскими прокурорами Рудольф Джулиани проводил в офисе своей консалтинговой фирмы. Во время разговора с Шокиным, кроме самого Джулиани, присутствовали Игорь Фруман, Лев Парнас и Джордж Бойл — директор по расследованиям фирмы. Они же присутствовали на встрече Рудольфа Джулиани и Юрия Луценко. Луценко также сопровождали народный депутат «Блока Петра Порошенко» Глеб Загорий и прокурор Крыма Гюндуз Мамедов.

Основной темой разговора и встречи был главный конкурент Дональда Трампа на грядущих президентских выборах Джо Байден и его связь с газодобывающей компанией Burisma Holdings. Владелец компании фигурировал в пяти уголовных делах, которые вела ГПУ. До недавнего времени Хантер Байден, сын Джо Байдена, входил в совет директоров компании.

По словам Виктора Шокина, на него давили, чтобы он «заморозил» расследования: сначала посол США Джеффри Пайетт, а потом президент Петр Порошенко — и делали они это в интересах Джо Байдена. В свою очередь Юрий Луценко рассказал о банковских платежах от Burisma Holdings в пользу Хантера Байдена лично и в пользу консалтинговой компании Rosemont Seneca Bohai (RSB), где Хантер Байден некоторое время был партнером. По словам Юрия Луценко, платежи в пользу RSB провели за лоббистские услуги самого Джо Байдена, а не его сына.

Важно отметить, что ни Виктор Шокин, ни Юрий Луценко не привели прямых доказательств того, что Джо Байден или Хантер Байден совершили что-либо противоправное. Виктор Шокин описывает интересы Джо Байдена со слов Петра Порошенко и особым образом интерпретирует слова Джеффри Пайетта о том, что расследование нужно вести с особым тщанием, «в белых перчатках». Юрий Луценко описывал платежи компании в пользу члена совета директоров этой компании — то есть по сути обычную компенсацию за работу. То, что платежи проводили за лоббистские услуги именно Джо Байдена, а не его сына Хантера, Луценко утверждал, не приводя доказательств. (Впоследствии, уже после того как история Байденов попала в прессу, Юрий Луценко несколько раз уточнял, что Джо Байден и Хантер Байден украинские законы не нарушали.)

Вот основные тезисы меморандума Джулиани по результатам разговора с экс-генпрокурором Виктором Шокиным

Участники разговора: адвокат президента США Рудольф Джулиани, экс-генпрокурор Виктор Шокин, посредники Игорь Фруман и Лев Парнас. А также директор по расследованиям Джордж Бойл.

«Бабель»

  • Шокин занимал пост генерального прокурора с 2015-го по апрель 2016 года, «его уволили по запросу Джозефа Байдена — вице-президента США».
  • Еще заместителем генпрокурора Шокин был вовлечен в расследование дела бывшего министра экологии Николая Злочевского. Было установлено, что Злочевскому принадлежит компания Burisma Holdings, зарегистрированная на Кипре. Было как минимум пять уголовных производств, где упоминалась фамилия Злочевского. Главное — о незаконной выдаче лицензий на добычу газа и нефти.
  • Расследования шли по фактам: 1) отмывание денег; 2) получение активов путем коррупционного подкупа; 3) вывод из Украины около 23 миллионов долларов; 4) две компании Злочевского получили разрешения на разработку газовых месторождений, когда Злочевский был во власти; 5) Злочевский утаил, что был собственником двух компаний.
  • В 2014 году Злочевский назначил в совет директоров компании Burisma Хантера Байдена — сына вице-президента Джозефа Байдена; Джозефа Блейда — бывшего сотрудника ЦРУ, который работал в антитеррористическом отделе; Александра Квасьневского — бывшего президента Польши; Девона Арчера — соседа по комнате Кристофера Хайнца, пасынка госсекретаря (тогда) Джона Керри.
  • Расследования остановились из-за того, что украинские власти боялись США. Шокин продолжал расследования, но в июне-июле 2015 года посол США Джеффри Пайетт сказал ему, что расследование должно быть максимально аккуратным, что, по мнению Шокина, означало «ничего не делать». Где-то в сентябре 2015 года Пайетт в своем выступлении в Одессе заявил, что эти дела не расследовали правильно и что Шокин может быть коррумпирован.
  • В 2014 году Злочевский был в Великобритании, которая заморозила принадлежащие ему 23 миллиона долларов в банке BNP. Шокин заявил, что из-за «поддельных документов» деньги разморозили еще до того, как он стал генпрокурором. Это заставило Шокина изучить дела. Было несколько публикаций в прессе о том, что эти дела пытались закрыть за взятки. В апреле 2016 года Шокина уволили с поста генпрокурора. А в ноябре 2016 года дела закрыл прокурор Юрий Луценко.
  • В феврале 2016 года ГПУ отправляла запросы по поводу многих людей, находящихся в Украине. ГПУ отправляла запросы и о Хантере Байдене, но так и не получила ни одного ответа. ГПУ предполагала, что Хантер Байден получал зарплату, комиссионные и дополнительно один миллион долларов.
  • Президент Петр Порошенко сказал Шокину прекратить расследование по компании Burisma, поскольку это не в интересах Джо и Хантера Байденов. Шокина вызвали в офис Порошенко, там ему сказали, что из-за этого расследования Джо Байден задержал один миллиард долларов американской помощи Украине. А в апреле 2016 года Порошенко вызвал Шокина и заявил, что должен его уволить. По словам Шокина, Байден сказал Порошенко, что у него были доказательства коррумпированности Шокина. Шокина уволили в апреле 2016 года, и через полтора месяца Украина получила американскую помощь.
  • Шокин считает, что посол США в Украине Мари Йованович отказала ему в американской визе. Он утверждает, что она близка к Байдену. Он также заявил, что народный депутат Сергей Лещенко обнародовал утечки из СБУ о «черной бухгалтерии» Манафорта.

Вот основные тезисы меморандума Джулиани по результатам встречи с тогдашним генпрокурором Юрием Луценко

Участники встречи: адвокат президента США Рудольф Джулиани, экс-генпрокурор Юрий Луценко, посредники Игорь Фруман и Лев Парнас. А также директор по расследованиям Джордж Бойл, депутат БПП Глеб Загорий, прокурор Крыма Гюндуз Мамедов.

«Бабель»

  • Встреча прошла 25 и 26 января 2019 года. Луценко говорил о коррупции в Украине. Его сопровождали Глеб Загорий, Гюндуз Мамедов, Лев Парнас и Игорь Фруман. Также присутствовали Рудольф Джулиани и Джордж Бойл.
  • Луценко с 2007 по 2010 год возглавлял МВД, его посадили в тюрьму на два с половиной года — и это было политическое преследование. ГПУ надзирает за делами Национальной полиции, Государственной фискальной службы, СБУ, а также может расследовать дела.
  • Генпрокуратура вернула в бюджет Украины несколько миллиардов долларов и получила 2 657 приговоров в судах по коррупционным делам. В Украине существует Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), которая надзирает за делами Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). НАБУ расследует коррупцию «публичных фигур» — от мэров и выше.
  • Действующий посол США Джеффри Пайетт защищает САП и НАБУ. Это хорошие организации, но у них ужасные руководители. САП и НАБУ находятся под «контролем» ГПУ исключительно формально, Луценко даже не имеет права спрашивать, над чем они работают.
  • Бывший генпрокурор Украины Виктор Шокин — честный человек.
  • Луценко изучил уголовные дела, о которых говорил Шокин и в которых фигурирует Burisma Holdings. Хантер Байден получил от нее миллионы долларов компенсации. По мнению Луценко, из них 900 тысяч компания Rosemont Seneca получила за лоббистские услуги именно Джо Байдена.
  • Посол США в Украине Джеффри Пайетт рекомендовал создать специальный орган, который бы расследовал дела топ-коррупционеров. Двадцать пятого сентября 2015 года он раскритиковал ГПУ на бизнес-форуме в Одессе. Концепцию НАБУ разработал Джордж Кент — тогдашний заместитель посла США, нынешний заместитель помощника госсекретаря США. Ориентировочно, САП и НАБУ сформировали в октябре 2014 года.
  • В 2010 году была создана система из 500 компаний, чтобы выводить деньги из Украины, отмывать их и переводить на счета бенефициаров. Все эти компании возглавлял один финансовый директор. 20—40 из этих компаний были подставными. 23 компании были зарегистрированы в офшорах. Две из них получили семь миллиардов долларов и разместили их в американском инвестиционном фонде Templeton Fund. Часть денег, проходивших через эту систему, удалось вернуть.
  • Возле дома бывшего заместителя главы СБУ нашли «черную бухгалтерию» Партии регионов со списком людей, получавших платежи, всего 10—12 листов записей. Луценко привел пример платежа — три миллиона долларов за голосование за проект госбюджета депутату украинского парламента.
  • О том, что имя Пола Манафорта содержится в «черной бухгалтерии», заявил нардеп БПП Сергей Лещенко. Лещенко тесно общался с послом США Мари Йованович. Через несколько недель после того, как «черную бухгалтерию» обнародовали, НАБУ начало расследование.
  • В первую неделю своей работы генеральным прокурором Луценко встретился с послом США Мари Йованович, она попросила его закрыть три уголовных производства, в том числе против Лещенко.
  • Глава НАБУ подтвердил, что имя Манафорта есть в «черной бухгалтерии», но в графе, где он должен был расписаться, его подписи нет. В «черной бухгалтерии» указан банковский платеж из Кыргызстана на имя Манафорта. НАБУ подтвердило журналистам, что в «черной бухгалтерии» упоминается имя Манафорта.
  • Глава САП Назар Холодницкий и глава НАБУ Артем Сытник не любят друг друга. На антикоррупционном семинаре в Панаме Холодницкий спросил у Сытника, почему тот считает, что в «черной бухгалтерии» Партии регионов нет подписи Манафорта. Сытник ответил, что хочет, чтобы Хиллари [Клинтон] победила.