У главы Минздрава новый советник — Евгений Найштетик. Он работал в крупнейших фармкомпаниях, собрал 130 тысяч долларов на Kickstarter, а его отец торгует лекарствами из эмбрионов и плаценты коров

Автор:
Мария Ульяновская
Дата:
У главы Минздрава новый советник — Евгений Найштетик. Он работал в крупнейших фармкомпаниях, собрал 130 тысяч долларов на Kickstarter, а его отец торгует лекарствами из эмбрионов и плаценты коров

Planexta

Министерство здравоохранения и его глава Зоряна Скалецкая — одни из главных ньюзмейкеров последних недель. Журналисты и команда предыдущей главы Минздава Ульяны Супрун обвинили окружение Скалецкой в лоббировании интересов фармкомпаний и репрессиях против предшественников. Двадцать шестого сентября Скалецкая назначила четырех своих советников на общественных началах. Среди них — в прошлом сотрудник крупных фармкомпаний и бизнесмен-стартапер Евгений Найштетик. Что еще известно о новом члене команды Минздрава — рассказываем коротко.

Двадцать шестого сентября Евгений Найштетик на своей странице в Facebook сообщил, что принял предложение главы Минздрава и стал ее советником на общественных началах. В этот же день министр подписала приказ о его назначении. Документ есть в распоряжении theБабеля.

В министерстве Найштетик, по его словам, будет строить экономические модели здравоохранения, оценивать связанные с реформой риски и привлекать инвесторов. В своем профиле на LinkedIn он называет себя «высококвалифицированным руководителем и менеджером по работе с людьми». По словам Найштетика, у него три высших образования, он трижды магистр — международного бизнеса [Институт международных отношений Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко], маркетинга [Киевский национальный экономический университет] и социологии [Классический частный университет, Запорожье].

Корпоративная карьера Найштетика связана с крупнейшими мировыми фармкомпаниями: Novartis, Sanofi Genzyme, MSD и Pfizer. В 2001 году он начал как ассистент по продажам, логистике и обслуживанию клиентов в Novartis. В 2008-м в Sanofi лоббировал выделение финансирования на орфанных больных. В 2011 году продвигал идею превентивной вакцинации детей от пневмококковой инфекции и разрабатывал маркетинговые стратегии в Pfizer.

Семья Найштетика тоже тесно связана с фармбизнесом. Его отец — Владимир Найштетик — основатель и владелец фармкомпании «НИР». Она производит препараты на основе эмбрионов и плаценты коров. Производители заявляют, что лекарства предназначены для лечения рака, ревматоидного артрита, последствий инсульта и других серьезных болезней. Их стоимость — от пяти до десяти тысяч гривен за ампулу. Препараты зарегистрированы и прошли клинические испытания, однако их нет в утвержденных Минздравом клинических протоколах лечения. Евгений Найштетик называет разработки отца «достоянием советской и украинской науки» и «помогает компании интегрироваться в международный фармацевтический рынок».

В конце 2011 года Евгений стал вице-президентом общественной организации «Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов». В 2013 году организация и сам Найшетик остро критиковали отсутствие лекарств для орфанных больных. В том же году государство закупило на пять с половиной миллионов гривен «Альдуразим» — препарат для лечения редкого заболевания мукополисахаридоза. Производителем лекарства был бывший работодатель Найштетика — компания Sanofi Genzyme, в которой он занимался направлением орфанных больных.

В 2014 году Найштетик стал одним из основателей добровольческого медицинского батальона «Первый добровольческий мобильный госпиталь им. М. И. Пирогова» (ПДМГ). Госпиталь должен был оказывать квалифицированную медпомощь на передовой. Но, по словам сооснователя проекта Максима Цыганка, громкую идею «похоронила сама жизнь» — для работы полноценного госпиталя не хватило денег и четкой стратегии. Со временем идею переформатировали и на основе ПДМГ создали передовые хирургические бригады. Со временем они начали работать не только в АТО, но и там, где просто не хватало врачей.

В 2015 году Найштетик вместе с ПДМГ по заказу агрохолдинга «Сварог Вест Груп» реализовал масштабный проект. Команда врачей исследовала электрокардиограммы (ЭКГ), артериальное давление и уровень глюкозы 22 433 пациентов в Хмельницкой области. На этот эксперимент агрохолдинг выделил два миллиона гривен. Полученные данные, по словам Найштетика, он использовал «для создания новых технологий».

Сегодня Найштетик — президент компании Planexta Іnc. В 2016 году она запустила сбор средств для своего изобретения на международной платформе Kickstarter. Предприниматели обещали выпустить Sence — первый ЭКГ-браслет. Он должен был помочь пользователям лучше понять свое эмоциональное состояние, уровень стресса и энергичность. «Главное преимущество браслета в том, что благодаря его данным скорая будет приезжать к пациенту до сердечного приступа, а не после него», — утверждал Найштетик.

На Kickstarter компания собрала 130 тысяч долларов. На сайте указано, что сбор средств окончен, браслеты отправили всем покупателям. Однако в разделе «Комментарии» пользователи пишут, что не получили свои браслеты, а служба поддержки перестала отвечать. Те же, кто получил Sence, жалуются на его работу и точность и предлагают перепродать желающим. «Sence был прекрасной идеей, и наверняка разработчики немного понимают технологию электрокардиографии. Однако научность этого проекта если не преувеличена, то как минимум неглубока», — пишет один из пользователей на Kickstarter.

Найштетик об этих проблемах знает. Он говорит, что проблемы с рассылкой — обычная история для платформы: «Поскольку заказы отправляют спустя год после сбора денег, у некоторых пользователей не совпадают адреса». Такие проблемы компания, по его словам, сейчас решает в частном порядке. Найштетик рассказывает, что Planexta столкнулась с проблемой пользовательского опыта: настроить браслет под себя и пользоваться им обычным людям оказалось сложно, потому Sence переориентировали с потребительского рынка на медицинский.

Оставлять работу в компании после назначения советником главы Минздрава Найштетик не планирует. А на вопрос о том, не видит ли он конфликта интересов между новой должностью и семейным фармбизнесом, Найштетик ответил отрицательно, потому что на закупки в Министерстве здравоохранения он влиять не будет.