Студенты Гонконга протестуют четвертый месяц. Пекин винит курсы критического мышления в школах и хочет их запретить — пересказываем материал NYT

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:
Студенты Гонконга протестуют четвертый месяц. Пекин винит курсы критического мышления в школах и хочет их запретить — пересказываем материал NYT

Ученики старших классов, участвующие в антиправительственных протестах в Гонконге, обсуждают запланированную на сентябрь студенческую забастовку, 22 августа 2019 года.

Chris McGrath / Getty Images

Студенты и ученики старших классов остаются главной движущей силой массовых демонстраций в Гонконге, которые продолжаются уже четвертый месяц. С началом учебного года они объявили о двухнедельном бойкоте занятий. Пекинские власти обвиняют гонконгскую систему образования и преподавателей, обучающих молодежь критическому мышлению, и пытаются внедрить патриотическое воспитание в детских садах. В школах материкового Китая детей учат любить Компартию с семи лет. theБабель пересказывает материал The New York Times о традициях академической свободы в Гонконге.

Курс изучения гражданского права в старших классах школ Гонконга впервые ввела британская колониальная администрация в 1992 году. Со временем его стали называть «гуманитарные науки», а в 2009 году сделали обязательным для изучения. До сих пор этот предмет — главное отличие гонгонгской образовательной программы от той, что используется в материковом Китае.

Этот курс разрабатывали, чтобы привить молодежи критическое мышление. Он охватывает широкий спектр тем — от истории и идентичности Гонконга до глобальных изменений климата. Школьники изучают и такие запретные для остального Китая темы, как разгон студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь и жизнь китайского правозащитника Лю Сяобо — лауреата Нобелевской премии мира, умершего в заключении в 2017 году.

В школах материкового Китая ничего подобного нет. Там детей с первого класса учат любить Компартию и цитировать политический трактат ее нынешнего лидера «Мысли Си Цзиньпина», который закрепили в Конституции. Пекин неоднократно пытался внедрить в Гонконге подобные программы патриотического воспитания, но всякий раз терпел неудачу.

В последние годы партийные чиновники заявляют, что «эта традиция академической свободы в Гонконге зашла слишком далеко, породив поколение повстанцев». Курс гуманитарных наук начали критиковать в 2014 году во время студенческих демонстраций, известных как Революция зонтиков. К борьбе подключили местных пропекинских чиновников. Так, нынешняя глава администрации Гонконга Кэрри Лэм еще в 2017 году пыталась внедрить программу патриотического воспитания «Я — китаец» для детских садов и начальных классов.

Студенты остаются основной движущей силой массовых демонстраций, которые продолжаются в Гонконге с начала июня 2019 года. И в новом учебном году протесты не только не идут на спад, но и угрожают перейти в классные комнаты и университетские аудитории. Второго сентября гонконгские студенты объявили двухнедельный бойкот занятий.

Теперь пекинские власти и лояльные к ним местные чиновники обвиняют не только учебную программу, но и самих преподавателей в «подрывной деятельности и разжигании настроений против материка». В прошлом месяце гонконгское бюро образования выпустило предписание для учителей. В нем говорится, что на «сложные вопросы» о текущих протестах следует отвечать: «Я не знаю».

В ответ преподаватели и другие сторонники «гуманитарных наук» говорят, что курс учит студентов аналитически и объективно изучать даже недостатки партии. А намеренно искажать историю — значит, подорвать саму систему образования в Гонконге, которая входит в число лучших в мире.

Этим летом Профсоюз профессиональных учителей Гонконга поддержал участие студентов в мирных протестах. Однако преподаватели отрицают обвинения в том, что курс гуманитарных наук побуждает прибегать к насилию. Сами же студенты с гордостью говорят, что этот курс помог им лучше разобраться в тонкостях законопроекта об экстрадиции в материковый Китай, который и стал главной причиной протестов.

Политолог из Китайского университета Гонконга Вилли Лэм считает, что отличия в образовательной программе в очередной раз выдвинули на первый план главную проблему — противоречия между системами управления Китая и Гонконга. «Это самый большой кошмар Пекина. Они сделают все возможное, чтобы исправить ситуацию». С началом нового учебного года многие преподаватели и студенты ожидают от Пекина новых попыток подорвать академическую свободу Гонконга. Хой Вай Ханг, который уже десять лет преподает «гуманитарные науки», говорит, что партийные чиновники хотят, чтобы «молодежь стала более глупой и менее осведомленной». Однако, даже если в Гонконге и введут патриотическое воспитание, Ханг готов объяснять своим ученикам, «что значит быть гражданином, а что — патриотом».