Первый документ, похожий на паспорт, советская власть ввела в 1919 году. Это были «трудовые книжки», которыми рабочие прикреплялись к определенному предприятию. А еще по ним выдавали карточки на продукты, что было главным в условиях тогдашнего продовольственного кризиса. Но такой документ выдавали лишь в нескольких крупных городах, например, в Москве и Петрограде. В остальных регионах местные власти еще использовали бланки царской России или придумывали собственные справки и свидетельства удостоверения личности.
После окончания Гражданской войны и образования СССР, в 1923 году ввели единое для всей страны «удостоверение личности». В нем были графы: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место жительства; профессия; семейное положение; наличие детей; данные о воинской службе. С 1925 года для жителей городов ввели прописку. Фото в такое удостоверение вклеивали по желанию владельца, а главное — получать его было необязательно. Обязательными были только паспорта для выезда за границу.
В конце 20-х годов крестьяне стали массово бежать в города от принудительной коллективизации. Поэтому для контроля миграции в 1932 году в СССР ввели внутренний паспорт, который стал единственным удостоверением личности. В новом документе, кроме тех граф, что были в прежнем «удостоверении личности», теперь указывались национальность, социальное положение, отметки о приеме на работу. Для жителей союзных и автономных республик текст печатался на двух языках: на русском и на языке республики. Вводилась и обязательная прописка паспортов «не позднее чем через 24 часа после прибытия на новое место проживания».
Главной особенностью было то, что паспорта выдавали только жителям городов, рабочих поселений, новостроек, достигшим 16 лет, а также госслужащим и работникам совхозов. На большинство крестьян новая паспортная система не распространялась. Их с 16 лет добровольно-принудительно записывали в колхоз. И они не могли выехать дальше райцентра без справки от колхозного руководства.
За самовольный выезд наказывали денежным штрафом, а за повторное нарушение была уголовная ответственность — до трех лет тюрьмы. Нередко главы колхозов и сельсоветов или сотрудники НКВД за взятку выдавали справку, на основании которой можно было получить паспорт. Особенно это было распространено после Второй мировой войны, когда в села вернулись солдаты с «трофеями из Европы». На эти трофеи они покупали себе паспорта и оседали в городах.
Как можно было сбежать из колхоза:
завербоваться на более тяжелые работы: лесозаготовки, разработку торфа, строительство в отдаленных северных регионах;
отправить детей на учебу в город в 14—15 лет, прежде чем в 16 лет их запишут в колхоз;
пойти в армию, а после отправиться «восстанавливать хозяйство» на завод или стройку; поступить в милицию или остаться на сверхсрочную службу;
купить паспорт за взятку.
На первом этапе паспорта выдавали в крупных городах. В Украинской ССР это были Киев, Харьков, Сталино (сейчас Донецк) и Днепропетровск (сейчас Днепр). Вокруг них устанавливалась 50-километровая режимная зона, которую «зачищали от кулацких, уголовных и иных социально опасных элементов». Для борьбы с нарушителями паспортного режима в НКВД создали внесудебные «тройки». В 1938 году в паспорта стали вклеивать фото, второй экземпляр которого передавали в органы милиции. Также появился буквенно-цифровой код, в котором зашифровывалось наличие судимости и статья — политическая, хозяйственная или уголовная. Таким образом паспортные столы и адресные бюро стали первыми картотеками для всесоюзного розыска.
После смерти Сталина в 1953 году в СССР провели новую паспортную реформу. Паспорта получили жители приграничных территорий, Балтийских республик, работники железнодорожных узлов. На треть сократили количество режимных территорий. Но для большинства колхозников мало что изменилось. Новый генсек Никита Хрущев затеял реорганизацию сельского хозяйства, в частности освоение целины. Поэтому крестьяне снова остались без паспортов.
Когда в 1964 году к власти пришел Леонид Брежнев, то первые годы он занимался внутренней борьбой в Политбюро. Только после его окончательной победы вопрос о паспортизации крестьян решился поднять уроженец Луганщины, первый зампредседателя Совмина и будущий министр сельского хозяйства Дмитрий Полянский. Его поддержал и глава МВД Николай Щелоков, которому не хватало данных для «более успешного выявления антиобщественных элементов».
Решение откладывали до 28 августа 1974 года, когда Совмин утвердил новое «Положение о паспортах в СССР». Вводились паспорта нового образца: красного цвета, вместо зеленого; сократили количество граф; появились страницы для фото в 25 и 45 лет; смягчили правила прописки.
Но главное — его выдавали в 16 лет всем гражданам, в том числе и жителям сел. Теперь колхозники получили относительную свободу передвижения, но они по-прежнему не могли устроиться на работу в городе без справок от колхозного начальства. Новые паспорта начали выдавать в 1976 году, а к концу 1981-го их получили около 50 миллионов крестьян. С этим паспортами они и встретили развал СССР в 1991 году.
Хотите больше интересных исторических текстов, поддержите нас донатом.