В США и Великобритании растет рынок КБД-продукции из каннабиса. Ее рекламируют как «лекарство от всех болезней», но это еще нужно доказать

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:

В мире все большую популярность приобретает продукция с содержанием каннабидиола (КБД). Из него делают масла, добавляют в еду, напитки, кремы и даже в корм для животных. В США и Великобритании перспектива капитализации этого рынка составляет десятки миллиардов долларов. Каннабидиол — это природный экстракт каннабиса без психотропного эффекта. Исследования показывают, что он может быть полезен для здоровья. Пока одобрили только один препарат на основе КБД — сироп против судорог при эпилепсии. Но некоторые производители рекламируют свой продукт как «лекарство от всех болезней». theБабель рассказывает о том, как развивается этот рынок и с какими трудностями на законодательном уровне он сталкивается.

Каннабидиол (КБД) — одно из двух основных веществ в каннабисе. Он оказывает успокаивающий эффект и в отличие от тетрагидроканнабинола (ТГК) не обладает психоактивными свойствами. КБД — основной ингредиент медицинской марихуаны. Однако в последние годы растет и рынок продукции с каннабидиолом: масла, пищевые добавки, напитки, кремы, жидкость для электронных сигарет и вейпов, жевательные резинки.

В первую очередь это касается США — по прогнозам, в ближайшие пять лет капитализация рынка продукции с КБД может превысить 20 миллиардов долларов. Одна из самых успешных компаний на американском рынке КБД — Charlotteʼs Web из Колорадо. В следующем году она может занять около 20 процентов рынка, а к 2024 году получать около 1,6 миллиарда долларов ежегодной прибыли.

С ноября прошлого года в Великобритании узаконили медицинскую марихуану и разрешили продавать пищевые добавки с КБД, если они не рекламируются как лекарство. На сегодня продукты с КБД употребляют около четверти миллиона британцев. Согласно последним прогнозам, британский рынок каннабиса за следующее десятилетие может вырасти до 16 с половиной миллиардов фунтов (около 19,6 миллиарда долларов).

С учетом таких перспектив свое присутствие на американском и британском рынке постепенно расширяет крупнейшая в мире компания по выращиванию марихуаны — канадская Canopy Growth Corp. Этот рынок привлекает и компании из других отраслей. Например, в Coca-Cola заявляют, что «внимательно следят за тем, как во всем мире непсихотропный каннабидиол добавляют в состав оздоровительных напитков».

Основная причина популярности продуктов с КБД в том, что они позиционируются как полезные для здоровья. Исследования последних лет показывают, что КБД потенциально может помочь при:

  • депрессии и посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • проблемах со сном;
  • эпилепсии и судорожных расстройствах;
  • различных воспалениях с сильным болевым синдромом;
  • синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

В прошлом году американское Федеральное управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов после множества клинических испытаний одобрило первое в мире лекарство на основе КБД. Это сироп Epidiolex, который помогает бороться с судорогами при таких тяжелых формах эпилепсии, как синдром Драве и синдром Леннокса — Гасто. Его можно выписывать в том числе и детям.

Однако масштабные контролируемые научные исследования эффективности и дозировки каннабидиола до сих пор не проводились. Большинство из них дошли максимум до тестов на животных.

Главное препятствие для развития рынка американского продукции с КБД — он до сих пор четко не регулируется на федеральном уровне. К примеру, в прошлом году в штате Нью-Йорк фермерам разрешили выращивать и перерабатывать промышленный каннабис. В нем минимальное содержание ТГК, но высокий уровень КБД. Однако на федеральном уровне этот вид до сих пор считается наркотиком. Поэтому товары с КБД официально запрещено не только продавать в другие штаты, но и производить вообще. Но, по словам многих розничных торговцев продуктами с КБД в штате Нью-Йорк, Агентство по борьбе с наркотиками закрывает глаза на их деятельность, если они не продают свою продукцию в другие штаты.

В Британии сотрудники Центра медицинской марихуаны провели слепое тестирование 30 продуктов с КБД, которые продавались в аптеках и через интернет. В большинстве из них процент КБД был гораздо ниже заявленного на упаковке. А почти в половине уровень психоактивного вещества ТГК превышал допустимые британскими законами нормы.

Еще одна негативная тенденция, с которой сталкивается рынок продукции с КБД, — некоторые компании рекламируют свои продукты как средства от серьезных заболеваний, например от рака. Однако органы здравоохранения пока что ограничиваются письмами с предупреждениями о «необоснованных заявлениях».