В 1960 году врач клиники в Нью-Мексико Рэндольф Лавлейс, отвечавший за медицинский осмотр кандидатов-мужчин для полетов в космос, решил устроить такую же проверку женщинам. По словам куратора отдела космической истории в Национальном музее авиации и космонавтики Маргарет Вайтекамп, это не означало, что Лавлейс предлагал включить женщин в космическую программу NASA. «Он думал, что если в будущем у нас появятся обитаемые космические станции на орбите Земли, то там будут нужны секретари, телефонные операторы, лаборанты — значит, и женщины пригодятся».
Когда об этом случае узнал руководитель подготовки советских космонавтов Николай Каманин, то он решил, что американских женщин уже готовят к полетам в космос. В начале 1962 года, с одобрения генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева, начался отбор претенденток. На первом этапе было 800 кандидатов, во второй прошли 30, а из них уже отобрали пятерых, которых готовили к полету.
В пятерке лучших были инженеры-испытатели, летчицы и профессиональные парашютистки, а также работница Ярославской ткацкой фабрики Валентина Терешкова, которая увлекалась парашютным спортом. Терешкова была далеко не первой по показателям во время тренировок, но идеально подходила для пропагандистских целей советского руководства. Решение о том, что именно она полетит в космос, принимал лично Хрущев. Одна из пятерки претендентов, Валентина Пономарева вспоминает, что «по политическим соображениям должен был полететь «человек из народа», а я имела несчастье происходить «из служащих», как писали в анкетах».
Во время подготовки женщин не включили в общий с мужчинами отряд. Руководство сошлось на том, что «женщины в космонавтике — явление временное». Один из немногих моментов, который можно назвать проявлением гендерного равенства, — Терешковой перед полетом разрешили помочиться на колесо автобуса, доставившего ее к месту старта. Это одно из действий первого космонавта Юрия Гагарина, ставшее частью своеобразного ритуала, который повторяли советские, а сейчас российские космонавты.
Пункты «Гагаринского ритуала»:
за две недели до старта поселиться в отеле «Космонавт» на Байконуре;
оставить запись в гостевой книге в старом офисе Гагарина в Звездном городке;
за неделю до старта посадить дерево в роще на Аллее космонавтов;
подстричься за два дня до запуска;
в день полета оставить автограф на двери своего номера в отеле;
по пути на стартовую площадку остановить автобус и помочиться на его заднее правое колесо.
Корабль Терешковой стартовал 16 июня 1963 года. Полет в целом прошел успешно, хотя и не идеально. Как вспоминает участница советской космической программы Марина Попович, «в космос Терешкова слетала, но ведь она не выполнила ни единого своего задания. Ее тошнило в космосе, она теряла сознание, мне Королев рассказывал. Тогда же при мне он сказал: “Пока я жив, ни одна женщина в космос больше не полетит”. И двадцать лет наши женщины не были в космосе». Одной из официальных причин отказа от следующей женской космической экспедиции стало то, что у некоторых кандидатов «были семьи и дети».
Гораздо лучше Терешкова справилась с идеологической задачей. По возвращении на Землю ее встречали как национального героя, она стала примером для подражания и лицом пропагандистских плакатов о том, что «в СССР нет предела женским устремлениям». Терешкова десятки раз выступала за границей и представляла СССР на международных конференциях по вопросам равноправия женщин. Сейчас она депутат Госдумы РФ от правящей партии.
В США женщин начали привлекать в космическую программу в конце 1970-х. В 1983 году Салли Райд стала первой американкой, побывавшей в космосе. В NASA не отсеивают женщин-кандидатов, у которых есть дети. В 1984 году Анна Фишер полетела в космос спустя 14 месяцев после родов. На сегодня в космосе побывали 63 женщины, из них 49 были из США, только две представительницы СССР и две россиянки.
В 1967 году Советский Союз запустил программу «Интеркосмос» по подготовке космонавтов из дружественных социалистических стран. В рамках этой программы в 1980 году с разницей в несколько месяцев на орбите побывали первый азиат — вьетнамец Фам Туан, и первый темнокожий космонавт — кубинец африканского происхождения Арнальдо Тамайо Мендес. Их выбор тоже не обошелся без идеологической подоплеки. Туан был единственным военным летчиком, которому удалось сбить американский стратегический бомбардировщик B-52 во время войны во Вьетнаме. Хотя в США сомневаются, что это сделал именно Туан, а не расчет ПВО. Мендес прославился как пилот-разведчик во время Карибского кризиса. После его возвращения на Землю тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро выступил с длинной речью, в которой подчеркивал африканское происхождение космонавта.
Во время космической гонки в разгар холодной войны США руководствовались приблизительно такими же идеологическими мотивами, что и Советский Союз, считает историк Дуглас Бринкли. Поэтому после полета Гагарина в 1961 году администрация Белого дома решила отправить в космос первого афроамериканца.
В 1962 летчик Эдвард Дуайт должен был стать первым темнокожим астронавтом. Во время подготовки он часто сталкивался с проявлениями расизма, над ним ежедневно издевался командир, подталкивая к уходу из космической программы. В итоге NASA без объяснения причин объявило, что Дуайт не прошел отбор. Следующий афроамериканский астронавт — Роберт Лоуренс — прошел отбор и должен был полететь в 1967 году, но погиб в авиакатастрофе во время тренировочного полета.
Только в 1983 году Гайон Блуфорд стал первым афроамериканцем, который отправился на орбиту. Через два года в космос полетел первый американец азиатского происхождения — Эллисон Онидзука.
В 2017 году NASA набрало новый отряд будущих астронавтов. В нем семь мужчин и пять женщин — представители разных рас.
В России новый отряд космонавтов набрали в прошлом году, все они — белые мужчины. Директор программы космических полетов Сергей Крикалев говорит, что «девушкам не хватает целеустремленности, желания стать космонавтами». Но первая женщина, которая вышла в открытый космос, Светлана Савицкая считает, что в России, как и во времена СССР, женщин не принимают в отряд космонавтов «без жесткой команды начальства».