Владимир Зеленский записывает видеоблог, сидя за рулем Tesla. Авто принадлежит Андрею Богдану. Президента снимают три камеры: одну держит человек на переднем пассажирском сиденье, вторая установлена на приборной доске, третья мелькает в окне автомобиля на соседней полосе движения. Зеленский объясняет, почему «нет посадок»: руководители силовых ведомств валят все друг на друга, у них нет «политической воли», а для того чтобы сменить их, у президента нет полномочий.
Пока что единственный правоохранительный орган, в котором у Зеленского есть «свой» человек, — это СБУ, где обязанности главы исполняет Иван Баканов. Генеральный прокурор Юрий Луценко, главный военный прокурор Анатолий Матиос, глава МВД Арсен Аваков — все они работали при Петре Порошенко и имеют свою точку зрения на то, как должна выглядеть борьба с коррупцией.
Понятней всего ситуация с министром внутренних дел Арсеном Аваковым — у него есть неплохие шансы сохранить свое кресло. В парламенте следующего созыва Аваков рассчитывает собрать из лояльных ему депутатов-мажоритарщиков группу «центристских прагматиков» численностью 18—30 человек. Если они войдут в будущую коалицию, Аваков может остаться главой МВД. С другими же руководителями правоохранительных структур у главы Офиса президента Андрея Богдана уже наметились разногласия.
Казус Ивана Баканова. Офис президента (ОП) предлагает ликвидировать управление «К» СБУ. Глава СБУ Баканов хочет его рефомировать; без управления «К» у него будет меньше реальных полномочий.
Первая новость о трениях между окружением Андрея Богдана и главой СБУ Иваном Бакановым появилась 5 июля. Со ссылкой на два анонимных источника «Украинская правда» сообщила, что Иван Баканов не согласовал с ОП назначения в СБУ, а кандидатов ему рекомендовали главный военный прокурор Анатолий Матиос и бывший заместитель генпрокурора Николай Банчук.
Еще одна причина для конфликта, по информации «УП», — Баканов хочет сохранить департамент «К» СБУ и реформировать его, а Богдан — полностью расформировать. Этот департамент стал предметом споров, когда его возглавлял первый заместитель главы СБУ Павел Демчина — НАБУ подозревает его в незаконном обогащении. «Мы когда прочитали об этом в «Украинской правде», очень удивились, — прокомментировал это первый помощник президента Сергей Шефир. — Богдан первым спросил: “Какой конфликт?” Возможно, какие-то разногласия были, но не конфликт».
Тем не менее, по словам источника theБабеля в одном из силовых министерств, который знает, как проходят совещания у президента, — конфликт существует: Богдан позволяет себе критиковать Баканова, а Владимиру Зеленскому приходится его защищать. Сам Иван Баканов в комментарии theБабелю сказал, что у него по жизни нет конфликтов с людьми. Департамент «К» он собирается реформировать, в числе прочих структур СБУ, и наделить его новыми функциями. «Я много общаюсь с руководителями правоохранительных органов, в том числе и с Матиосом, — говорит Баканов. — [Сейчас] он меня не консультирует. Матиос [хорошо] осведомлен [в подводных течениях], и каждое общение с ним очень полезно».
Андрей Богдан назначение Баканова комментирует сдержанно. «Не знаю», — так он ответил на вопрос, можно ли работать в СБУ без профильного опыта. Богдан сказал, что выступал за назначение Баканова. Однако, по словам источника в одном из силовых министерств, это не так: Богдан хотел видеть главой СБУ более опытного Виктора Трепака — бывшего первого заместителя директора, который обнародовал «черную бухгалтерию» Партии регионов.
Казус Анатолия Матиоса. Военная прокуратура вызывала на допросы пресс-секретаря Зеленского Юлию Мендель. Теперь Офис президента хочет убрать главного военного прокурора. Сам Матиос и генпрокурор Юрий Луценко — против.
В начале июня пресс-секретарь президента Юлия Мендель в эфире канала «1+1» заявила, что украинские военные, отвечая на провокации боевиков, обстреливают гражданские объекты на Донбассе. После этого заявления ее вызвали на допрос в Военную прокуратуру, что и возмутило Офис президента. Главного военного прокурора Анатолия Матиоса попросили добровольно написать заявление об отставке — и он отказался. Тогда в Офисе президента придумали юридический ход, чтобы снять его с должности. Формально Анатолий Матиос является служащим Минобороны, откуда и откомандирован в Военную прокуратуру. Министра обороны Степана Полторака попросили подготовить письмо, которым он отзывает Матиоса назад в министерство. На этом письме должна стоять и резолюция генерального прокурора Юрия Луценко.
Как рассказал theБабелю высокопоставленный источник в ГПУ, 16 июля Андрей Богдан встречался со Степаном Полтораком и уговаривал его написать в Генпрокуратуру соответствующее письмо. Полторак отказался. «Полторак не хочет [подписывать письмо], — говорит источник в ГПУ. — Но [он] сказал Луценко, что [за Матиоса] до смерти с президентом воевать не будет».
Даже если Полторак все же напишет письмо, свое согласие должен будет дать Юрий Луценко. По словам источника в ГПУ, Луценко собирается тянуть до последнего: контракт Матиоса истекает 14 октября, поэтому письмо генпрокурор подпишет 13-го.
Казус Юрия Луценко. Для команды президента действующий генпрокурор — это часть старой, изжившей себя системы. То, что Юрий Луценко является кумом Петра Порошенко, тоже не добавляет доверия к нему.
С генпрокурором Юрием Луценко у президента Владимира Зеленского есть личный конфликт. На первой их встрече, в мае этого года, в офисе «Квартала 95» Зеленский пенял Луценко на то, что Порошенко грязно ведет избирательную кампанию. Луценко, в свою очередь, обижен на реплику Зеленского в его адрес: «Для чего нужны такие прокуроры, которые могут посадить только собственную печень».
Источник в высшем руководстве ГПУ рассказывает, что в последние несколько недель Андрей Богдан звонит Юрию Луценко и просит инициировать арест всего имущества Петра Порошенко, в частности завода «Ленинская кузня» и телеканала «Прямой». Луценко отказывается, аргументируя тем, что предыдущая власть тоже намекала ему, что неплохо было бы наложить арест на активы медиагруппы «1+1», и он отказался.
theБабель попросил Юрия Луценко прокомментировать, общается ли он с Андреем Богданом, по каким уголовным производствам и часто ли говорит ему нет. «Общаюсь часто. По служебным вопросам. В основном отвечаю на вопросы о состоянии того или иного уголовного производства. Часто ли говорю нет? Бывает».
С просьбой инициировать арест активов Андрей Богдан обращался и к одному из заместителей генпрокурора, которого зовут Сергей Кизь. Его же Офис президента рассматривал как кандидата на должность генпрокурора. После того как Сергей Кизь отказался, его кандидатуру сняли, говорит источник в ГПУ. Также среди прочих на должность генпрокурора рассматривают Руслана Рябошапку, которого в команду президента привел Богдан. На просьбу theБабеля это прокомментировать Руслан Рябошапка ответил: «Время покажет».