Сын кандидата в президенты США Хантер Байден употреблял наркотики и работал в украинской компании экс-министра Злочевского. Он ни о чем не жалеет — пересказываем материал The New Yorker

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:
Сын кандидата в президенты США Хантер Байден употреблял наркотики и работал в украинской компании экс-министра Злочевского. Он ни о чем не жалеет — пересказываем материал The New Yorker

Хантер Байден

Paul Morigi / Getty Images for World Food Program USA

В 2020 году в США состоятся президентские выборы. Главный конкурент нынешнего президента-республиканца Дональда Трампа — кандидат от демократов Джо Байден. В центре внимания снова оказались личная жизнь и деловые отношения его сына Хантера. Издание The New Yorker опубликовало большой материал о скандальных фактах из его биографии: борьбе с алкоголизмом и наркозависимостью, тяжелом разводе, лоббистской деятельности, сделках в Украине и Китае. theБабель кратко пересказывает самое интересное: как Хантер Байден попал в совет директоров компании Burisma экс-министра времен Януковича Николая Злочевского и пользовался ли он служебным положением своего отца.

Хантер Байден — младший сын сенатора, бывшего вице-президента США и нынешнего кандидата от Демократической партии на президентских выборах 2020 года Джо Байдена. В публичных выступлениях политик редко вспоминает своего сына. Личная жизнь Хантера полна скандалов: он уже несколько десятилетий борется с алкогольной и наркотической зависимостями; у него был тяжелый развод с первой женой и роман со вдовой своего старшего брата; жительница Арканзаса подала на него в суд, называя Хантера отцом своего ребенка и требуя выплатить алименты.

В медиа вспоминают и о старых конфликтах интересов во время работы Хантера Байдена в банке, в лоббистской компании и инвестиционном фонде. Снова привлекли внимание его деловые отношения в Китае и Украине. Главный тезис, который выдвигают политические оппоненты Джо Байдена, в частности президент США Дональд Трамп, — Байден использовал должность вице-президента, чтобы продвигать и защищать бизнес-интересы своего сына.

В 1996 году Хантер получил диплом юриста в Йельском университете. Затем работал в предвыборном штабе своего отца и был юристом банковской холдинговой компании. В 1998 году Хантер устроился в администрацию тогдашнего президента Билла Клинтона. А в начале 2000-х заключил несколько контрактов с лоббистским компаниями. Как рассказал сам Хантер автору статьи, существовала негласная договоренность: Джо Байден не спрашивает сына о его клиентах, а Хантер сам не заводит о них разговор.

В 2008 году Джо Байден снялся с президентских выборов и поддержал кандидатуру своего соратника — демократа Барака Обамы. Тогда же Хантер услышал, как советники Обамы открыто критиковали его лоббистскую деятельность, и сказал своим клиентам, что больше не сможет представлять их интересы.

В январе 2009 года Джо Байден стал вице-президентом. Летом того же года Хантер вместе с Кристофером Хайнцем и Девоном Арчером основали консалтинговую компанию Rosemont Seneca Partners. В 2012 году они начали переговоры с владельцем китайского частного инвестиционного фонда Bohai Capital Джонатаном Ли, чтобы создать новую компанию по инвестированию в предприятия за пределами Китая. Партнер Хантера, Девон Арчер отправился в Киев, чтобы привлечь инвесторов для своего фонда по работе с недвижимостью. Там он познакомился с Николаем Злочевским — министром экологии в правительстве Виктора Януковича и владельцем одной из крупнейших в Украине газодобывающих компаний Burisma.

Расследование против Николая Злочевского и компании Burisma

  • В 2014 году ГПУ объявила Злочевского подозреваемым в незаконном обогащении. Лондонский суд заморозил 23,5 миллиона долларов на счетах Злочевского в Британии. Однако через год счета разморозили, поскольку украинская сторона не предоставила доказательств незаконной деятельности Злочевского.

  • В конце 2014 года Злочевский покинул Украину, а в начале 2015-го ГПУ объявила его в розыск.

  • В июле 2016‑го новый прокурор Юрий Луценко оценил убытки от неуплаты налогов компаниями Злочевского в миллиард гривен. Но в итоге дело переквалифицировали. И после того как Burisma заплатила 180 миллионов гривен налоговых платежей, в ноябре 2016‑го ГПУ его закрыла.

  • Дело о незаконной выдаче лицензий компании Burisma закрыли в 2017 году, но через год возобновили.

  • В 2019 году ГПУ возобновила расследование против Burisma по делу об отмывании денег, а Злочевскому отправили сообщение о подозрении по почте.

После Евромайдана и бегства Януковича в 2014 году новые украинские власти при поддержке администрации Обамы начали расследование против Злочевского. Его подозревали в том, что на посту министра он злоупотреблял своим служебным положением, чтобы выдавать компании Burisma лицензии на разработку недр. В начале 2014-го Злочевский пригласил в наблюдательный совет Burisma западных менеджеров и лоббистов и объяснил им, что компания должна перенять западные стандарты прозрачности. Так в совете оказался экс-президент Польши Александр Квасьневский. По просьбе Злочевского он привлек в совет Девона Арчера, а тот — Хантера Байдена.

Байден-младший вошел в совет директоров Burisma в апреле 2014 года и организовал расследование о степени коррупционности в компании. Через три месяца ему предоставили отчет, где со ссылкой на анонимные источники говорилось, что «Злочевский может оказаться в числе фигурантов расследования о финансовых преступлениях и, возможно, злоупотреблении властью». В это время его отец призывал Киев «к борьбе с разгулом коррупции». В Госдепартаменте США заявили, что «не видят повода беспокоиться о конфликте интересов, потому что Хантер — частное лицо». Квасьневский рассказал автору статьи, что совет директоров «никогда не обсуждал, как и чем нам может помочь вице-президент [Байден]. В подобной помощи мы просто не нуждались». Тем не менее несколько сотрудников администрации Обамы и Госдепартамента рекомендовали Хантеру Байдену выйти из совета директоров Burisma. Отец обсуждал с ним компанию Burisma лишь однажды: «Папа сказал: “Надеюсь, ты понимаешь, что делаешь”. И я ответил: “Да, конечно”».

Во время работы в Burisma Хантер несколько раз срывался и употреблял алкоголь и наркотики. В автомобиле, который он взял на прокат в Лос-Анджелесе, полиция нашла остатки кокаина, но дело против него так и не возбудили. Хантер попал в реабилитационную клинику, а затем его ждал долгий бракоразводный процесс.

В марте 2016 года, во время визита в Украину Джо Байден потребовал уволить тогдашнего украинского генпрокурора Виктора Шокина. Шокина отправили в отставку. Адвокат Трампа Рудольф Джулиани рассказал автору статьи, что встречался с бывшим генпрокурором. И тот рассказал, что его уволили, потому что он расследовал дело Burisma и выплаты Хантеру и Арчеру. Джулиани также сказал, что в январе 2019 года он встречался с нынешним генпрокурором Юрием Луценко, и тот подтвердил версию Шокина.

Однако нет никаких доказательств того, что Джо Байден намеренно пытался помочь своему сыну, добиваясь отставки Шокина. По словам специального представителя президента Обамы по вопросам энергетической политики Амоса Хохштейна, «многие из нас в правительстве США считали, что Шокин, наоборот, защищал Злочевского». А в мае 2019 года Луценко, видимо, изменил свою позицию, заявив в интервью Bloomberg, что в деле Burisma ГПУ не нашла никаких нарушений в действиях Хантера Байдена.

В прошлом месяце Хантер покинул совет директоров Burisma, чтобы не навредить карьере своего отца. Но он гордится своей работой там и считает, что критика неуместна. «Я бы никогда не подумал, что Трамп будет использовать меня против того, кто может его победить. И сейчас мы с отцом понимаем, что единственным противоядием от всего этого станет его победа».