Какие есть международные договоры по космосу?
Главную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН. С началом практического освоения космоса в конце 1950-х Генассамблея создала специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, который занялся разработкой международных правовых норм.
В 1960—1970 годах ООН заложила основы международного космического права. Одним из основных документов стала «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства» 1963 года. В ней утвердили главный принцип о том, что космическое пространство и небесные тела открыты для исследований на благо человечества и не могут присваиваться государствами.
Все последующие договоры включают и детализируют большинство из принципов, закрепленных в данной декларации. Это соглашение о спасении или оказании помощи всем космонавтам; конвенция о регистрации любых космических объектов, запускаемых на орбиту Земли или за ее пределы и ответственность за возможный ущерб от их аварии.
Еще одним важным документом стал «Договор о космосе», который США и СССР подписали в разгар холодной войны в 1967 году. Одним из основных пунктов этого договора был запрет на размещение в космосе оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Также в нем уточняется, что суверенитет государств распространяется только на непосредственно запущенные ими объекты: ракеты, спутники, космические станции. К этому договору присоединились уже более ста стран.
Как распределить космические ресурсы?
Последним приняли «Соглашение о Луне» в 1979 году. В нем говорилось о том, что нужно защать окружающую среду, использовать космос исключительно в мирных целях, а еще там запрещалось применять силу. Помимо этого, в этом соглашении есть статья о том, что Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как «общее наследие человечества». Поэтому предлагается создать некий международный режим, который будет регулировать «справедливое и рациональное распределение между странами-участницами ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах».
Эта статья стала главным камнем преткновения, и на сегодня соглашение ратифицировали только 18 государств. Причем среди них нет ни одного члена «большой семерки» или постоянного члена Совета Безопасности ООН, таких как США, Китай, Россия, Великобритания, Франция. Тем временем Китай уже первым посадил свой зонд на обратной стороне Луны. А правительство США поставило задачу высадить людей на Луну к 2024 году «любыми средствами».
Кроме того, в последние десятилетия космос активно осваивают частные компании. Теперь речь идет не только о научных исследованиях. В космосе планируют зарабатывать на туризме, искать и добывать полезные ископаемые на Луне и астероидах, строить и запускать частные космические станции. Агентство NASA уже предложило некоторым американским компаниям подготовить бизнес-проекты по коммерческому освоению околоземной орбиты. Поэтому в первую очередь нужно урегулировать коммерцию в космосе, считает старший юрист NASA Стивен Мирмина.
В связи с тем, что космос активно осваивают, актуальна и проблема космического мусора и загрязнения. На орбите Земли уже находятся сотни спутников, запускаются ракеты на ядерном топливе. И это может создать не только плотность космического трафика, но и угрожать экологии планеты, говорит Тереза Хитченс, старший научный сотрудник Центра международных исследований безопасности в Университете Мэриленда. Она приводит пример, когда Китай в 2007 году уничтожил один из своих метеорологических спутников наземной ракетой. В результате на орбите оказались более трех тысяч обломков.
Какие права будут у космических поселенцев?
Идеи колонизации космоса людьми развивают уже не только правительства, но и частные компании. Так, глава Amazon и космической компании Blue Origin Джефф Безос ставит перед собой задачу подготовить инфраструктуру для колонизации Луны. А его конкурент из SpaceX Илон Маск готовит экспедицию на Марс.
Эви Кендал, преподаватель гуманитарных наук в области биоэтики и здравоохранения Университета Дикин в Австралии, считает, что, помимо практических вопросов выживания людей в космосе, стоит обращать внимание и на ряд юридических аспектов. В первую очередь на фундаментальные права человека. Например, будут ли космические поселенцы иметь те же юридические права, что и люди на Земле; какие нормы будут действовать для такого общества; какое гражданство будет у детей, родившихся на Луне; а что если эти дети будут иметь физиологические отличия от родившихся на Земле из-за пониженной гравитации на Луне?
Если переключиться на добычу ресурсов на Луне или астероидах, продолжает Кендал, то нужно проработать механизм защиты прав и гарантии безопасности труда будущих космических шахтеров. Это же касается и космического туризма. Кроме того, космический археолог Элис Горман поднимает вопрос о том, что на некоторые лунные ландшафты не стоит пускать туристов. Например, на места посадок первых лунных миссий, объявив их частью общечеловеческого наследия.