Как создавалась Православная церковь Украины
-
В Украине прошел Объединительный собор, в котором участвовали в основном епископы двух непризнанных церквей — Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. От Украинской православной церкви Московского патриархата было только шесть представителей. На соборе приняли решение о ликвидации УПЦ КП и УАПЦ, предстоятелем новой церкви избрали митрополита Епифания. Статус новой церкви — митрополия, которая напрямую подчиняется Вселенскому патриархату.
-
Вселенский патриарх признал результаты собора и пригласил Епифания на литургию по поводу Томоса.
-
В Константинополе (Стамбул) Вселенский патриарх Варфоломей вручил Томос митрополиту Епифанию и шестому президенту Украины Петру Порошенко.
-
Министерство юстиции официально зарегистрировало новую религиозную организацию — «Киевскую митрополию Православной церкви Украины».
Восьмого мая епископы ПЦУ, которая стала преемницей Киевского патриархата, получили письмо от Филарета с приглашением на «братскую встречу», написанное на фирменных бланках Киевского патриархата. Митрополит Епифаний сначала такого приглашения не получил, но после того, как об этом написали журналисты, Филарет отправил письмо и ему. Встреча должна была состояться 14 мая во Владимирском соборе — главном храме УПЦ КП. Через несколько дней в интервью «ТСН» Филарет заявил, что УПЦ КП продолжает существовать, несмотря на то, что юридически она стала ПЦУ. «Ликвидировать Киевский патриархат может только тот, кто его создал», — сказал Филарет, намекая, что только он может принять такое решение. В этом же интервью патриарх критиковал Томос: «Томос дали митрополии, но мы хотим патриархат».
Филарет обвинил Епифания в том, что он нарушил «договоренности». Патриарх считает, что он добровольно «пожертвовал» собой, уступив право возглавить новосозданную церковь своему молодому воспитаннику. Однако Филарет должен был сохранить за собой статус неформального лидера, чей голос был бы решающим в принятии важных решений. Епифаний же, по словам патриарха, ни разу с ним не общался и не служил вместе. Сам Епифаний заявления Филарета прокомментировал сдержанно — он сказал, что в ПЦУ «почитают патриарха», но не могут согласиться с его отдельными высказываниями. А раскол в новой церкви, по мнению Епифания, невозможен.
Четырнадцатого мая на встречу к Филарету приехали всего четыре епископа, хотя приглашение получили 60 человек. Это архиепископ Симферопольский и Крымский Климент и группа иерархов из бывших приходов УПЦ КП в России — митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф, его викарий Петр и епископ Адриан. Климент, по данным «ВВС Украина», приехал на встречу только из уважения к Филарету. Но наиболее влиятельные епископы ПЦУ, в том числе и Епифаний, проигнорировали приглашение патриарха. Филарет говорил собравшимся, что Томос не делает украинскую церковь независимой, а лишь сдвигает центр влияния из Москвы в Константинополь. «Будем и дальше бороться за единую поместную православную церковь, независимую ни от Москвы, ни от Константинополя», — заявил патриарх. В ПЦУ ответили, что возвращение к Киевскому патриархату — «это возвращение в изоляцию». А 30 мая митрополит Епифаний издал указ о том, что все документы УПЦ КП недействительны с января 2019 года — то есть с момента регистрации ПЦУ. В Минюсте заявили, что пока они не получили решение о прекращении деятельности УПЦ КП.
Одиннадцатого июня Филарет заявил, что готовит новый собор. В этот день проходил «Форум украинской интеллигенции: За Украинскую Православную Церковь! За Киевский Патриархат!». Участники мероприятия направили письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой поддержать УПЦ КП. А патриарх снова критиковал ПЦУ и Томос: «Если бы мы знали содержание [Томоса], то 15 декабря не голосовали бы за автокефалию. Потому что нам не нужно переходить из одной зависимости в другую». Двадцатого июня Филарет планирует провести собор Киевского патриархата, на котором хочет отменить решение собора 15 декабря. Таким образом, по утверждению Филарета, Киевский патриархат продолжит свое существование автономно от ПЦУ.
В ПЦУ у Филарета почти нет поддержки, утверждают священники, с которыми поговорил theБабель. «Филарета поддерживают всего несколько епископов, большинство которых не из Украины, а из России», — поясняет священник ПЦУ отец Герман из Черновцов. Бывший пресс-секретарь Московского патриархата, а сейчас священник ПЦУ отец Георгий (Коваленко) соглашается, что позиции ПЦУ монолитны, и вряд ли большинство пойдет на созванный Филаретом собор — епископы поддерживают Епифания. «Это борьба старого с новым, и новое обязательно победит. Украине нужна не авторитарная церковь, а открытая», — говорит отец Георгий. В то же время священники, как и руководство церкви, очень осторожны в своих высказываниях о патриархе. «Не могу судить [Филарета]. Возможно, в нем говорят амбиции, возможно, дело в возрасте», — говорит отец Герман. В пресс-службе ПЦУ theБабелю сказали, что готовят заявление по поводу высказываний Филарета. Архиепископ Климент, который приезжал на встречу с Филаретом в мае, отказался комментировать заявления патриарха и свое возможное участие в соборе двадцатого июня.
Вселенский патриархат выступает на стороне ПЦУ и заявляет, что никакого Киевского патриархата «не существует». В мае «ВВС Украина» писало, что там недовольны политикой Филарета и не исключают отзыв Томоса, если УПЦ КП будет восстановлена. Но как поясняет theБабелю религиовед Дмитрий Горевой, такой сценарий маловероятен: инициатива Филарета по возрождению Киевского патриархата — его личная и не имеет отношения к ПЦУ. Что касается самого Филарета, то в первую очередь он — архиерей ПЦУ, а значит, любой вопрос о санкциях по отношению к нему должна принимать именно она. «Но не исключено, что в ПЦУ скажут, что ситуация сложная и неоднозначная и попросят Вселенский патриархат взять на себя разбирательство. Филарета могут и новой анафеме предать», — говорит Горевой. Но и Филарет, по его словам, сдаваться не собирается. «Ходят слухи, что у него якобы есть какой-то компромат на епископов ПЦУ. И если они будут вредить церкви, он его обнародует. А что означает вредить в его понимании — это знает только он», — заключает Горевой.