В 2014 году во время показа фильма «Летние ночи» [участник ЛГБТ-программы «Солнечный зайчик» «Молодости»] сгорел кинотеатр «Жовтень». Но фестиваль не отказался от этой программы и в этом году покажет очень много фильмов о жизни ЛГБТ-сообщества и даже представит ретроспективу родоначальницы американского лесбийского кинематографа Барбары Гаммер. Сейчас команда «Молодости» не сотрудничает с «Жовтнем» из-за финансовых разногласий и их отказа показывать фильмы из ЛГБТ-программы. В этом году фестиваль пройдет в кинотеатрах «Киев» и «Баттерфляй DeLuxe».
С 2015 года фестиваль не сотрудничает с российскими дистрибьюторами, а они в свою очередь часто покупают европейские фестивальные фильмы с правом показа не только в России, но и в Украине. По этой причине, например, на «Молодости» не смогут показать фильм-победитель Берлинале 2019 года «Синонимы» израильского режиссера Надава Лапида. Главный рынок фильмов для фестиваля сейчас — Берлинский кинофестиваль.
Город дает фестивалю полтора миллиона гривен при общем бюджете почти в 20 миллионов. Конечно, этой поддержки не хватает. Город обещал содействовать фестивалю и сделать «Молодость» чуть ли не визитной карточкой столицы, но на деле поддержка КГГА оказалась не настолько ощутимой. К тому же в Киеве исчезают кинотеатры: в 2018-м закрылись сразу два — «Кинопанорама», которая долгие годы была фестивальной локацией, и «Украина». Организаторы говорят, что кинофестивали в Украине не приносят дохода, но и отказываться от них нельзя.
Разрушительница системы / System Crasher, режиссер Нора Финшайт, Германия, 2019 год
Фильм-участник основного конкурса 69-го Берлинского кинофестиваля. В центре сюжета — история девятилетней девочки, отличающейся от сверстников очень агрессивной манерой поведения. У нее сильная психотравма, которую она пережила в раннем детстве. Общество ее не понимает и не принимает. Ее боятся мама, младшие браться и сестры. Девочку стараются «переделать» и помещают в специальный интернат для проблемных детей. Героиня — неконтролируемый ребенок с поведением, которое не вписывается в общепринятые рамки, она кричит и нападает на других людей. Но она встречает единственного человека, который в ней не разочаровался. То, что происходит с девочкой, — хорошая иллюстрация того, как социум принимает людей, чье поведение не вписывается в общепринятые рамки.
Дикий/Savage, режиссер Камий Видаль-Наке, Франция, 2018 год
Фильм о 22-летнем гомосексуальном секс-работнике, живущем на улице. Удивительно, но ему нравится его жизнь, хотя он вынужден обслуживать самых разных клиентов. «Дикий» — радикальное высказывание с большим количеством сексуальных сцен. Фильм реалистично и даже жестко показывает, как устроена жизнь секс-работника. Зрители впервые увидели картину на прошлогоднем Каннском кинофестивале.
За что нам все это? / What Have We Done to Deserve This?, режиссер Ева Шпрайцгофер, Австрия, 2018 год
В этом году в конкурс попало несколько комедий, что необычно для фестивального кино. «За что нам все это?» — история о том, как девочка-подросток из хорошей семьи вдруг решает принять ислам. Нина, так звали ее раньше, объявляет всем, что отныне ее зовут Фатима. Фильм показывает, как современное общество реагирует на вопросы религии, в частности как люди относятся к мусульманству и готовы ли принять женский выбор. Так что в каком-то плане это еще и очень яркая феминистическая картина. Режиссер Ева Шпрайцгофер смогла завернуть важную историю в комедию. И в этом плане ее работа напоминает мне фильм Шона Бейкера, где автор говорит со зрителем о чем-то серьезном и важном, но в форме комедии.
Грета/Greta, режиссер Арманду Праса, Бразилия, 2019 год
Бразильский фильм, премьера которого состоялась в этом году на Берлинале. Нетипичная для режиссера-дебютанта тема — жизнь одинокого гея, которому уже 70 лет. Он работает в больнице, а его подруге-трансгендеру очень нужна медицинская помощь — у нее почечная недостаточность, но мест в больнице нет. Тогда медбрат Педру, главный герой картины, забирает одного из пациентов больницы к себе домой, чтобы его подруге помогли врачи. Но между Педру и его новым другом Жеаном зарождается связь. Это история не сколько про сексуальное влечение, возникающее между героями, сколько про одиночество и поиск близости.
Элис/Alice, режиссер Жозефин Макеррас, Австралия, Франция, 2019 год
Фильм получил гран-при жюри на международном кинофестиваля в Остине, а на «Молодости» состоится его европейская премьера. Мы считаем этот фильм феминистическим манифестом. Молодая семья, мужчина работает, женщина — домохозяйка, у них ребенок и кредиты. В один день мужчина исчезает, потом супруга узнает, что он спустил все их сбережения на проституток. Она не знает, как погасить кредит за дом. Ей становится интересно, с какой же проституткой спал ее муж, она звонит в службу эскорта — и неожиданно ее приглашают на собеседование. Через какое-то время она сама становится проституткой, и ей это начинает нравиться. Элис понимает, что впервые взяла ответственность за свою жизнь, пусть даже зарабатывая проституцией.
Креветки в пайетках / The Shiny Shrimps, режиссер Максим Говар, Седрик ле Галло, Франция, 2019 год
Еще одна фестивальная комедия об аматорской команде геев-ватерполистов, к которой присоединяется профессиональный пловец и олимпийский чемпион Матиас Ле Гофф. За некоторое время до этого он сказал на камеру что-то гомофобное и теперь, чтобы отмыть свою репутацию, должен готовиться вместе с командой к международным соревнованиям геев Gay Games в Хорватии.
Несколько разговоров об очень высокой девушке / Several Conversations about a Very Tall Girl, режиссер Богдан Теодор Олтяну, Румыния, 2018 год
Пример независимого румынского кинематографа. Фильм о двух лесбиянках и их любви. В принципе все, что показывает сегодня румынский кинематограф, можно легко перенести в украинскую действительность. Только у нас таких фильмов не снимают. Думаю, эта картина будет открытием для зрителя, потому что до «Молодости» ее показывали только на Трансильванском кинофестивале. Две девушки знакомятся на почве того, что у них была одна и та же бывшая. А потом оказывается, что между ними куда больше общего.
Безумные ночи с Эмили / Wild Nights with Emily, Меделин Олнек, США, 2018 год
Фильм построен на основе личных писем американской писательницы Эмили Дикинсон. Режиссер Меделин Олнек сняла костюмированную комедию, которая поднимает интересную тему вероятного лесбийства Дикинсон.
Ретроспектива Барбары Гаммер
Гаммер — крестная мать лесбийского кино. И хотя у нее украинские корни, в Украине о ней практически не знают. Помимо ее короткометражек, на «Молодости» покажут картину «Моя бабушка: поиск украинских идентичностей». В 2000 году режиссер приезжала в Украину, чтобы найти здесь своих родственников. В этом 53-минутном фильме она очень много узнает о себе. В фильме показана и личная история Гаммер, и то, какой Украина была двадцать лет назад. Представлен срез эпохи, которую многую из нас не застали. Например, в фильме Барбара общается с писательницей Оксаной Забужко и идет на концерт известного тогда певца EL Кравчука.
Дни мрака / The Great Darkened Days, режиссер Максим Жиру, Канада, 2018 год
Фильм покажут в рамках программы «Канадский фокус», мировая премьера состоялась на международном фестивале в Торонто. События разворачиваются во время Второй мировой войны. Главный герой не идет в армию — вместо этого живет на улице и зарабатывает на жизнь тем, что изображает Чарли Чаплина. Фильм построен на анахронизмах. Например, действие происходит в 40-е, но в один момент по радио начинает играть песня R.E.M. “Everybody Hurts”. Нашей команде понравилось, что он снят на пленку и что в нем много интересных композиционных решений.
Конечно, мы понимаем, что такие фильмы трудно продать зрителю и они не всегда простые для восприятия. Но «Молодость» — это единственный шанс увидеть хорошее фестивальное кино в Украине, и другой возможности у зрителя уже не будет.