Конституционный суд может отменить закон о люстрации. Что это означает и почему именно сейчас?

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
Конституционный суд может отменить закон о люстрации. Что это означает и почему именно сейчас?

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Четырнадцатого мая Конституционный суд (КС) должен был решить, соответствует ли Конституции закон «Об очистке власти» (или закон о люстрации). В сентябре 2014 года он запретил чиновникам, занимавшим высокие должности во времена президента Виктора Янукович, оставаться при власти. Однако рассмотрение этого вопроса КС отложил — или до конца месяца, или на неопределенный срок. Если судьи вернутся к делу в мае и признают закон антиконституционным, люстрированные чиновники тут же получат право снова войти во власть. theБабель напоминает, как и почему в Украине прошла люстрация, и что будет, если ее отменят.

Что такое люстрация?

Люстрация в Украине — это запрет отдельным лицам занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Цель соответствующего закона — не позволить управлять государством людям, которые способствовали узурпации власти Януковичем, нарушали права человека или несли угрозу национальной безопасности. Как долго продлится этот запрет, зависит от прежней должности (перечень всех должностей есть в тексте закона). Минимальный срок — пять лет, максимальный — десять.

Кто попадает под люстрацию?

Те, кто занимал высокие должности во власти не менее года в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 года. Также в законе отдельно выделен период Революции Достоинства — с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. За работу в это время под люстрацию, кроме чиновников, подпадают следователи, оперативники, прокуроры и судьи, причастные к преследованию активистов Майдана.

Люстрация в Украине началась более 4 лет назад, почему вопрос рассматривают сейчас?

Точного ответа нет. Проверить законность украинской люстрации Верховный суд и 47 народных депутатов начали требовать в конце 2014 — начале 2015 года. В апреле 2015-го судьи КС объединили все представления по этому вопросу и решили рассмотреть его как безотлагательное. Решение должно было появиться в течение месяца, но так и не появилось.

В июне 2016 года уже был готов проект решения, в котором закон об очищении власти признавали неконституционным, но голосов в его поддержку не нашлось.

Экс-директор Департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Татьяна Козаченко считает, что судьи КС просто «самоустраняются от принятия решений и ищут удобный для себя политический момент». Сейчас именно такой момент — любое решение действующий и новоизбранный президенты могут применить в свою пользу или против друг друга.

Порошенко работал министром в правительстве Николая Азарова, почему его не люстрировали?

Здесь есть две причины. Во-первых, как мы уже говорили, под люстрацию попали те, кто работали во власти не меньше года. Порошенко был министром экономразвития при Януковиче меньше 9 месяцев. Во-вторых, даже если бы он проработал больше года, президент — это выборная должность, на которую действие закона о люстрации не распространяется.

Сколько людей попали под люстрацию?

По оценкам ГО «Общественный люстрационный комитет», около пяти тысяч. Существует еще Единый государственный реестр лиц, которые попадают под люстрацию. Фигуранты этого списка на момент принятия закона занимали государственные должности или же подавались на них. Сейчас в реестре 922 человека.

Отмена закона о люстрации — единственный шанс для бывших чиновников вернуться во власть?

Нет. Есть еще несколько вариантов. Первый касается кадровых военных. Поскольку закон принимали в разгар войны на Донбассе, то офицеры высшего офицерского состава, которые работали в Минобороны, Вооруженных силах, Госпогранслужбе и Нацгвардии, могли оставаться на должностях, пройдя определенную процедуру. Руководители этих ведомств и других военных формирований могли подать президенту ходатайство с просьбой не применять к себе и своим подчиненным закон о люстрации. Это обращение должен согласовать комитет Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны. Потом решение принимал президент. Такой путь в 2015 году прошел бывший директор департамента персонала администрации Государственной пограничной службы времен Януковича Михаил Коваль. После Евромайдана он стал заместителем секретаря СНБО.

Второй вариант — люстрированные чиновники восстанавливались на должности через суд. Так сделал заместитель начальника Главного управления Генпрокуратуры времен Януковича Олег Валендюк. Он подлежал люстрации, но Окружной админсуд запретил его увольнять. С 2014 до 2017 года он работал первым заместителем прокурора Киева, первым заместителем прокурора АР Крым и начальником департамента обеспечения руководства Генпрокуратуры. В июле 2018 года Порошенко назначил его начальником главного управления СБУ в Киеве и Киевской области.

Третий способ не попасть в разряд люстрированных — получить свидетельство об участии в боевых действиях. Нередко его получали те, кто на самом деле не воевали, а просто служили в тылу на территории проведения АТО.