«Христос воскрес! Москва — наша столица! Танос — с нами». В Киеве на 9 мая смешались несколько акций, и никто не подрался — репортаж

Автор:
Евгений Спирин
Дата:

Утром 9 мая в Киеве, около парка Вечной Славы прошли сразу несколько акций. От станции метро «Арсенальная» по улицам Ивана Мазепы и Лаврской колонной прошли участники неформального патриотического движения «Бессмертный полк», которое зародилось семь лет назад в России. Там же прошли участники антиакции «Бессмертный Грут» и просто люди, которые пришли возложить цветы к Вечному огню в честь победы над нацизмом во Второй мировой войне. Ближе к полудню участники разных акций слились в одну толпу. Люди перекрикивали друг друга, пытались переубедить, горячо спорили. Обошлось без драк и конфликтов. Корреспондент theБабеля Евгений Спирин побывал на этих акциях и посмотрел, как несколько тысяч человек с разным мировоззрением пытаются понять друг друга.

08:30, станция метро «Арсенальная»

Акцию «Бессмертный полк» в Киеве запланировали на десять утра: участники должны были пройти колонной, держа портреты родственников, воевавших во Второй мировой войне. В ее нынешнем виде акция появилась в России в 2012 году. С тех пор ее проводят на 9 мая в разных странах, при поддержке федеральных структур — «Роспатриотцентра» и «Росмолодежи». В России «Бессмертный полк» получает гранты из федерального бюджета. Кто финансировал «Бессмертный полк» в Киеве — осталось неизвестным.

В 08:30 у метро «Арсенальная» уже больше трехсот человек, пришедших на акцию, и примерно столько же правоохранителей. На выходе из метро обыскивают. Кто-то охотно показывает содержимое сумок и карманов, а кто-то сопротивляется. Полицейские ведут себя вежливо.

— Покажите ваш рюкзачок. Извините, что так. Сами понимаете, надо проверить, нет ли у вас запрещенной коммунистической символики или посторонних предметов. Спасибо и еще раз извините.

Сергей Бортник / «Бабель»

Тут же женщины прямо с пола торгуют гвоздиками, ландышами и красными маками — символами Дня примирения. Люди покупают цветы и отходят купить кофе в ларьке. Слева от входа в метро, где обычно продают шаурму, установили рамки для входа и сетчатый забор. Перед выходом на улицу Ивана Мазепы еще раз обыскивают. Сама улица оцеплена — через каждые несколько метров стоит полицейский. Около девяти утра к рамкам подходит организатор акции — Елена Бережная. Ее тут же задерживают. Полицейский сначала шутит, но потом объясняет за что:

— Гражданка Бережная выражением своего лица нарушала общественный порядок. Но вообще, у нее была футболка с запрещенной символикой.

Люди начинают проходить через второй кордон полиции. Задерживают еще одного мужчину. У него на майке георгиевская ленточка. Он сопротивляется и пытается что-то доказать полицейскому.

— Это память о наших дедах!

Полицейский показывает распечатку закона о запрете такой символики, мужчину уводят. Всего за весь день составят три протокола про административные нарушения из-за запрещенной символики.

В десять утра акция еще не начинается, люди медленно выстраиваются в колонны, в руках они держат портреты родственников — черно-белые снимки военных в форме. На парапет взбирается мужчина в кителе и с мегафоном. На вид ему не больше 65 лет. На кителе погоны полковника, два десятка орденов.

— От имени Союза ветеранов, разрешите поздравить вас с праздником великой победы! Ура!

Из толпы раздается несколько вялых «ура».

— Мы начнем наше шествие в 11:00, а пока стройтесь в колонны и делайте иногда 10 шагов вперед. Уважаемые корреспонденты, 10 шагов — это от одного до десяти. Сразу видно, что в армии не служили.

Сергей Бортник / «Бабель»

Журналисты не слушают. На акции ничего не происходит, поэтому каждый новый необычный персонаж привлекает интерес. В какой-то момент появляется девушка в спортивных штанах и куртке со змеиным принтом и с плакатом «Мы помним великий подвиг наших дедов», фотографы обступают ее.

— Это мой праздник, мы не должны забывать, кому мы благодарны за то, что сейчас все живем. Девятое мая — великий день нашей истории.

Люди продолжают сходиться, их уже больше тысячи. В толпе полицейских о чем-то оживленно спорит советник главы МВД Зорян Шкиряк. Рядом парни с рациями и в черных кофтах с надписями Svastone. Позади них оркестр начинает играть «Смуглянку-молдаванку». Один из парней шутит:

— Раз кудрявый — значит, спал на бигудях.

Сергей Бортник / «Бабель»

К 11 часам приходят депутаты «Оппозиционного блока» Вадим Новинский, Юрий Бойко и Нестор Шуфрич. Бойко тоже с портретом, он становится в первый ряд, вокруг него кольцо охраны. На вопрос, финансирует ли «Оппоблок» эту акцию, Бойко не отвечает и говорит, что пришел возложить цветы к Вечному огню. Наконец, мужчина с мегафоном командует, и колонна двигается в сторону парка Славы.

Сергей Бортник / «Бабель»

11:00, улица Ивана Мазепы

Впереди колонны из нескольких тысяч человек идет мужчина с гармошкой. Он играет, люди рядом поют военные песни. Его заглушает военный оркестр с инструментальной версией песни «День победы». Толпа подхватывает и дополняет музыку пением. Некоторые, особенно в голове колонны, неадекватно реагируют на прессу. Женщина по имени Ирина держит одной рукой фотографию, а второй машет в сторону фотографов, словно отгоняет мух.

— Это мой прадед, он тогда Киев освободил, а теперь от вас, проклятых, некому освободить. Как бы встали они все из земли, как дали бы вам всем! Ну ничего, один раз оккупантов выгнали и второй раз выгоним!

Бабушка в пальто и тоже с фотографией спрашивает, кто же теперь оккупанты.

— Сами знаете кто! Я имен называть не буду, не на трибуне тут. А если не знаете, спросите у Парубия! Это он по кабинетам отсиживался, пока фашисты…

Сергей Бортник / «Бабель»

Ее слова заглушают звуки оркестра, на этот раз играют «Киев бомбили, нам объявили». Многие из тех, кто пришел только возложить цветы, стараются держаться в стороне, они не вступают в споры, не поют — вообще, кажется, просто прогуливаются в выходной день к парку Славы.

На перекрестке улиц Мазепы и Омельяновича-Павленко установлен сетчатый забор, дежурят несколько десятков полицейских, экипированных шлемами и бронежилетами. Забор отделяет «Бессмертный полк» от акции «Бессмертный Грут», которую проводит партия «Демократична Сокира». Несколько сотен человек пришли с портретами героев комиксов Marvel, сериала «Игра престолов» и другими киношными персонажами.

Сергей Бортник / «Бабель»

Портреты выполнены в том же стиле, что и у «Бессмертного полка», только на них голливудские актеры: Железный человек стал майором Старковым, а Халк — сержантом Халковым. Есть на фото и реальные люди: 40-й президент США Рональд Рейган или лидер «Правого сектора» депутат Дмитрий Ярош, порноактрисса и диджей Саша Грей. Участники акции скандируют: «Троллинг — наша сила! Танос — с нами! Мстители — с народом!»

Сергей Бортник / «Бабель»

По словам организаторов, они устроили альтернативную акцию, чтобы бороться с пропагандой России. Люди из «Бессмертного полка» не обращают никакого внимания на происходящее. Во-первых, альтернативный перформанс все равно за забором, а во-вторых, играет оркестр и ничего не слышно. Колонна медленно подходит к парку Славы.

12:00—16:00, мемориал в парке Вечной Славы

Толпа окружила монумент Вечной Славы, образовав узкий коридор к Вечному огню, куда тянется очередь желающих возложить цветы. Слева от обелиска собрались правые националисты, их не больше 40 человек. Они растянули флаги — черно-красный и государственный. Некоторые держат портреты Степана Бандеры, Романа Шухевича и оперного певца, героя Украины Василия Слипака, погибшего в 2016 году.

Сергей Бортник / «Бабель»

В какой-то момент толпа смешивается. Люди из разных колонн пытаются перекричать друг друга:

— Фашизм не пройдет!

— Рашизм не пройдет!

— Киев — герой, Бандера — домой!

— Одна единая, свободная Украина!

— Донбасс, мы с тобой!

— Слава Киевской Руси! Новороссия, соси!

— Столица нашей родины — Москва!

— Коммуняку на гилляку!

Полиция разделяет людей на две группы. Те, кто уже возложил цветы, подходят к националистам и пытаются спорить. Диалога не получается: люди не слышат и не хотят слышать друг друга. У Вечного огня начинается толкотня. Один из участников «Бессмертного полка» выкрикивал: «Героям — сала! Смерть бандерлогам!» Его обступают националисты, начинается дискуссия:

— Вы за Сталина? А знаете, скольких людей он сгноил?

— Я не знаю и знать не хочу. Почему вы сюда приперлись и мешаете нам чтить своих героев? У нас свои герои, у вас свои. Вот и идите на могилу к своему Бандере. Наши герои — это Кожедуб, Быков, Жуков. А ваши кто? Фашня!

Сергей Бортник / «Бабель»

После каждой реплики толпа смеется. Девушка лет двадцати представляется: «Я — из Шарий.net, а может, вы подеретесь?» Мужчина злится еще больше.

— Вам крови мало? Сколько вы нашу, славянскую, кровь пить будете? Сколько ваши учителя будут наших детей геями растить? Все вы в ту Европу смотрите! Нет бы у олигархов забрать все! Так Европа к нам сама побежит!

Полиция кое-как разнимает спорщиков. Люди все идут и идут к Вечному огню, кажется, цветы уже некуда класть. К памятнику подводят дедушку, в военной форме и с орденами, кто-то говорит, что через месяц ему исполняется 100 лет. Наверное, это первый за сегодня настоящий ветеран Второй мировой. Дедушка почти не слышит и очень плохо ходит. Он кидает на кучу других цветов свои ландыши и отходит в сторону. За его спиной женщина с тростью набрасывается на плакат с Бандерой:

— Фашисты! Зиг хайль!

Сергей Бортник / «Бабель»

Люди пытаются не реагировать. Один из парней в синей куртке вступает в диалог:

— Мой прадед тоже воевал, и что? Это мы тут до сих пор с фашизмом боремся. А вы пьяны. Нажрались.

— Я не пьяна. А вообще-то, девятого мая все поминают, понятно? Я поминала, а ты — фашист.

Полиция пытается увести женщину, ее берут за руки, она истошно кричит:

— Помогите! Помогите! Где все телеканалы? Почему я в свой день, почему я в этот день не могу выйти на улицу? Почему я не могу в свой праздник быть спокойной? Почему вы меня унижаете? Я требую прессу, я требую эфиры телеканалов!

В толпе раздается звон колокольчиков и запахло ладаном. По улице Лаврской, со стороны «Киевгорстроя» идут несколько десятков человек с иконами, крестами и хоругвями. Впереди них несут портрет маршала Жукова, похожий на икону. Это крестный ход из Киево-Печерской лавры. Священник в рясе поет:

— Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! Христос воскрес! С фашистской силой темною, с проклятою ордой! Спасибо богу за победу!

Евгений Спирин / «Бабель»

Им из толпы кричат: «У вас Жуков замироточил», и поют гимн Украины. У входа в парк глава полиции Киева Андрей Крищенко проводит брифинг. Говорит, что в целом акция прошла спокойно, без потасовок и драк, а людей было меньше, чем в прошлом году. Между людьми ходят продавцы гвоздик и маков — все по десять гривен. Люди с цветами продолжают идти к памятнику. Уставшие журналисты сидят на парапетах и курят. От памятника к выходу пробирается пара пенсионеров:

— Вот новая власть придет и разрешит нам георгиевские ленты. Опять пойдем строем, как раньше.

— Дались тебе эти ленты. Под ноги смотри, а строем я уже находился.

Сергей Бортник / «Бабель»