Открытая группа — это четверо художников (Станислав Турина, Павел Ковач, Юрий Белей, Антон Варга), которые собрались в 2012 году. Сегодня все они живут в разных странах (Польше, Украине, США), но вместе работают над своими проектами. В октябре прошлого года они выиграли конкурс Министерства культуры Украины и со своим проектом «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини» стали кураторами национального павильона на Венецианской биеннале. Самая важная часть их проекта — полет самолета АН-225 «Мрия» над центром Венеции. Самолет должен взлететь в Гостомеле, сделать круг над Венецией, отбросить тень и вернуться обратно. Помимо реальной тени от самолета, будет и тень метафорическая. На борту будет жесткий диск с информацией обо всех украинских художниках, которые сами прислали данные о себе кураторам проекта. Ее собирали в течение нескольких месяцев. Свои данные мог отправить любой человек, который считает себя украинским художником.
Вокруг проекта возник скандал. Часть представителей арт-среды обвинили художников в том, что эту идею невозможно реализовать. Самолет, по их словам, не способен отбросить тень на безопасной высоте. На пресс-конференцию, где их представили как победителей отбора на биеннале, пришли люди и начали кричать, обвинять проект в том, что он трудоемкий, дорогой и несвоевременный.
Известный украинский художник Арсен Савадов, чья работа заняла второе место, говорил, что его проект «Голоса любви» комиссия Минкульта даже не хотела рассматривать. После этого группа арт-деятелей, в числе которых был и сам Савадов, написала письмо министру культуры о том, что их беспокоят условия проведения конкурса и представительство Открытой группы в Венеции.
Противники проекта «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини» требовали повторного проведения конкурса. Галерист Евгений Карась написал, что «тени» не может быть ни при каких обстоятельствах с физической точки зрения. А художник Александр Ройтбурд сказал, что Открытая группа — это правильные художники, но Савадов, по его словам, гений. «Да, процедура — хорошо, но если стоит выбор между гениальностью и процедурой — наххх процедуру». Еще одна сложность, с которой столкнулась группа — это получение разрешения на полет от городской власти и агентства гражданской авиации Италии.
В Министерстве культуры заявили, что конкурс прошел без нарушения процедуры, и нет никаких оснований пересматривать его результаты. В марте мы встретились со всеми участниками Открытой группы, чтобы обсудить, как идет подготовка к биеннале. Во время интервью они сказали, что проект нельзя считать дорогостоящим, потому что каждый год Минкульт выделяет одинаковую сумму на организацию национального павильона в Венеции. У художников были необходимые физические расчеты, по которым АН-225 мог отбросить нужную тень, пролетев на высоте 300 метров, 700 метров или 2 100 метров на землей.
Государство выделило на проект 6,5 миллиона гривен. Еще около 2,6 миллиона гривен кураторы нашли через гранты, спонсоров и партнеров. Коллектив не хотел выносить конфликт в публичную плоскость, но повышенное негативное внимание к проекту художники посчитали неслучайным.
«Дело не в разрешениях, в отсутствии которых нас упрекали, а в том противодействии, с которым мы столкнулись. В Украине нет государственной институции, которая действует независимо от интересов власти» — говорила Открытая группа.
До того, как художники уехали в Венецию для подготовки павильона, было не понятно, будут ли они представлять Украину, или их все таки кем-то заменят. Художественный проект посвящен переосмыслению понятия мифа и его влиянию на современное искусство. Во время биеннале в павильоне представят перформанс, он перескажет историю полета самого большого в мире самолета над главной локацией Венецианской биеннале.
«Все, что происходило вокруг проекта в медиаполе, тоже стало его частью», — говорят кураторы национального павильона. Они пообещали, что любой желающий сможет отбросить тень на Джардини, просто заполнив анкету и став участником Венецианской биеннале. 9 мая в 12:30 «Мрия» действительно пролетит над Венецией. Полет будут транслировать онлайн на «Громадском». А после павильон с видеоинсталляциями и перформансами будет рассказывать про миф вокруг «Мрии» до самого конца ноября.