Пять лет назад в Одессе стреляли на улицах и горел Дом профсоюзов. Наказаны ли виновные? Что происходит с этим делом сейчас?

Автор:
Тереза Лащук
Дата:
Пять лет назад в Одессе стреляли на улицах и горел Дом профсоюзов. Наказаны ли виновные? Что происходит с этим делом сейчас?

Maksym Voytenko / Anadolu Agency / Getty Images

Пять лет назад, 2 мая 2014 года, в Одессе произошли уличные столкновения между евромайдановцами и антимайдановцами, которые закончились пожаром в Доме профсоюзов. Погибли 48 человек, более 200 человек получили ранения и травмы. После трагедии официальный отчет выпустила следственная комиссия Верховной Рады, неофициальный — «Группа 2 мая». theБабель кратко напоминает, что происходило в Одессе в этот день пять лет назад, пересказывает результаты расследований и объясняет, как были наказаны виновные в трагедии (никак).

Второго мая 2014 года в Одессе был запланирован футбольный матч между одесским «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Игра должна была начаться в 17:00. За два часа до нее проукраинские активисты планировали пройти «Маршем единства Украины».

В то время в Одессе уже сформировались организации проукраинских активистов и сторонников федерализации. Еще 22 ноября в городе появился палаточный городок евромайдановцев, 21 февраля они сформировали свои отряды «Самообороны» — вооружившись палками и шлемами, патрулировали улицы города. Свои «патрули» были и у антимайдановцев. Группировку под названием «Одесская дружина» возглавлял Денис Яцюк. Организация «Молодежное единство» создала «Народную дружину», одним из лидеров которой был Виталий «Боцман» Будько.

С 25 февраля 2014 года антимайдановцы жили в палатках на Куликовом поле — площади в историческом центре Одессы, расположенной в 30 минутах ходьбы от улицы Дерибасовской. Второго мая лагерь на Куликовом поле планировали демонтировать, чтобы провести там митинг ко Дню Победы — 9 мая. На то время лагерь уже был обузой для размещавшихся там активистов — на его содержание не хватало денег. Мешал он и местным властям. План ликвидации лагеря правоохранители согласовали как с лидерами лагеря антимайдановцев, так и с евромайдановцами. Планировалось, что именно сторонники Евромайдана ликвидируют палатки, а милиция оттеснит антимайдановцев. Операцию должен был контролировать начальник УМВД Украины в Одесской области Дмитрий Фучеджи.

Как развивались события 2 мая

  1. Около улицы Греческой начинаются драки между сторонниками Евромайдана и приверженцами федерализации Украины.

  2. Стычки продолжаются на углу улиц Дерибасовской и Вице-адмирала Жукова. Выстрелом убивают активиста «Правого сектора» Игоря Иванова. Подозреваемый — активист лагеря на Куликовом поле Виталий Будько («Боцман»).

  3. От огнестрельных ранений умирают активисты Антимайдана Александр Жульков, Николай Яворский. Подозреваемый в стрельбе — активист «Правого сектора» Сергей Ходияк. В общем из-за огнестрельных ранений в тот день погибли шесть человек.

  4. На Куликово поле доходят слухи, что группа футбольных фанатов и евромайдановцев направляется к ним, и антимайдановцы решают спрятаться в Доме профсоюзов. Они переносят внутрь вещи из палаток: канистры с бензином, ящики с коктейлями Молотова, медикаменты.

  5. На площадь прибывают футбольные фанаты и евромайдановцы, крушат палатки. Начинаются столкновения. Стороны бросают друг в друга камни, сигнальные ракеты и бутылки с зажигательной смесью. Через 10 минут загораются палатки, а впоследствии и баррикады у входа в Дом профсоюзов.

  6. На линию 101 поступает первое сообщение о пожаре в Доме профсоюзов. Вблизи Дома профсоюзов появляются сотрудники милиции в защитной экипировке, которые не вмешиваются в события.

  7. Люди выпрыгивают из горящего здания.

  8. Появляется первый пожарный автомобиль.

Накануне 2 мая организации, которые устроили лагерь на Куликовом поле, разругались. В социальных страницах «Народной Дружины» появились призывы выходить на улицы 2 мая и противостоять «Маршу единства Украины». В день марша к месту акции подтянулись также и антимайдановцы из других группировок. Начались стычки, которые милиция не смогла предотвратить и результатом которых стал пожар в Доме профсоюзов и 48 смертей. Четвертого мая правоохранители выпустили 67 задержанных накануне участников массовых беспорядков 2 мая.

Расследование

После трагедии Верховная Рада создала Временную следственную комиссию, которую возглавил депутат-мажоритарщик из Одесской области Антон Киссе. Отдельные расследования также проводили уполномоченный по правам человека и одесские активисты, которые объединились в общественную организацию «Группа 2 мая». В эту группу вошли журналисты, эксперты по баллистике, химии, токсикологии и бывшие работники МВД. «Группе 2 мая» удалось восстановить хронологию трагедии, описать причины смертей людей и воспроизвести динамику пожара.

В ходе этих расследований появились вопросы к местной власти и силовикам. МЧС критиковали за слишком медленную реакцию: первые спасатели прибыли к Дому профсоюзов только через полчаса после начала пожара. Милицию — за бездействие: они не смогли (или не захотели) развести активистов в разные стороны, хотя должны были быть готовыми к конфликтным ситуациям. К тому же «Группа 2 мая» заметила, что в разгар конфликта милиционеры перемотали руки красной лентой — таким же образом сторонники лагеря на Куликовом поле маркировали «своих».

Официальное следствие вели прокуратура Одесской области, полиция Одесской области и Управление спецрасследований ГПУ под руководством прокурора Сергея Горбатюка. В 2015 году Международная совещательная группа Совета Европы (МСГ) жестко раскритиковала украинское следствие. В своем отчете МСГ заявила о неспособности или нежелании следователей привлечь виновных в убийствах 2 мая к ответственности. В МСГ также отмечали, что непонятно, использовало ли официальное следствие расследования уполномоченного и активистов.

Подозреваемые

За все это время только одному человеку вынесли приговор (его признали виновным в создании незаконных вооруженных формирований). А вот главные подозреваемые так и не были наказаны. Тогдашний начальник МВД Петр Луцюк, которого обвиняют в том, что он вовремя не объявил план «Волна», ходит на суды по своему делу и отвергает все обвинения. Многие другие подозреваемые сбежали из Украины. Бывший заместитель начальника управления МВД в Одесской области Дмитрий Фучеджи, которого подозревали в организации массовых беспорядков и служебной халатности, покинул страну и получил российское гражданство. Скрываются и тогдашний глава МЧС области Владимир Боделан, и бывший начальник следствия одесского облуправления внутренних дел Дмитрий Цветков.

Дела по убийствам активистов тоже продвигаются вяло. Виталий Будько («Боцман»), подозреваемый в расстреле людей возле Греческой площади, выехал из Украины 3 мая, а Сергей Ходияк, которого тоже подозревают в убийстве людей, продолжает посещать суды по своему делу. Кроме того, 18 сентября 2017 года суд оправдал еще 19 подозреваемых по делу. Двух из них, а именно Сергея ДолженковаКапитан Какао») и гражданина РФ Евгения Мефедова сразу арестовали по другим обвинениями — в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Суды по их делу продолжаются.