Где находится
Шахта «Схидкарбон» (бывшая «Центральная Белянка») находится возле поселка Юрьевка Лутугинского района Луганской области, в трех километрах от трассы Луганск — Алчевск, в 30 километрах от Луганска и в 14 от Алчевска. С 2014 года эту территорию контролируют боевики «ЛНР».
Что взорвалось и почему
Утром 25 апреля на шахте произошел взрыв метана. Как сообщили theБабелю местные жители, в течение дня на шахте прогремели несколько мощных взрывов. Их было хорошо слышно в окрестных поселках Юрьевка и Белое. После этого вспыхнул пожар, с которым долго не могли справиться.
На момент аварии в шахте находились 20 человек, 17 горняков работали под землей, трое поднимались на поверхность. Большинство — из соседних городов Алчевска и Перевальска, несколько человек из поселка Белое. Трое горняков сразу вышли на поверхность. К полудню 26 апреля спасатели обнаружили тела четверых погибших шахтеров. Остальные 13 остаются под завалами. В одном из местных пабликов в соцсетях опубликовали имена двух погибших: Ткач Дмитрий Васильевич, 1975 года рождения, и Кальчук Сергей Петрович, 1985 года рождения.
По неподтвержденной информации от местных жителей, на момент выхода публикации из-под завалов уже достали 17 погибших шахтеров.
Как спасают и кто
В МЧС самопровозглашенной «ЛНР» сообщают, что ситуация на шахте критическая. Помимо обвалившейся породы, взрыв повредил вытяжку и вентиляционные каналы. Сейчас спасатели укрепляют стенки штольни и разбирают завалы, чтобы добраться до оставшихся под землей горняков.
В МЧС «ЛНР» признали, что им не хватает спасательного оборудования, поэтому они обратились за помощью к горноспасателям России. Утром 26 апреля на место аварии приехал отряд МЧС РФ из города Шахта Ростовской области. Спасатели привезли специальное оборудование для очистки аварийного участка от метана. «Времени прошло много. Ударная волна, взрыв был большой силы», — сказал заместитель командира отряда ВГСО Ростовской области Павел Бек.
Председатель профсоюза горняков Украины Михаил Волынец заявил, что к украинским спасателям на подконтрольной территории руководство шахты не обращалось.
«Они обратились в МЧС РФ, в город за 200 километров от места аварии, хотя рядом, в Лисичанске, находится отряд, который мог бы оказать помощь».
Заместитель главы Министерства временно оккупированных территорий Георгий Тука заявил, что ведомство планирует выплатить семьям погибших горняков компенсации. «Мы разделяем позицию о поддержке граждан Украины, которые оказались в сложных условиях, тем более на оккупированных территориях. Сегодня мы проведем совместное совещание с коллегами из других ведомств», — заявил он.
Что известно о шахте
Кто владеет шахтой
Сергей Лищина — сын экс-депутата и гендиректора Северодонецкого «АЗОТА» Богдана Лищины. Внес 70 процентов уставного капитала — 10,5 миллиона гривен. Живет в Киеве.
Владимир Базилевский — руководитель Луганского фармацевтического завода, который в 2015 году «национализировали» боевики. Внес 3,7 миллиона гривен в уставной капитал. Живет в оккупированном Луганске.
Олег Вольман — врач-психиатр, с 2015 года главный врач «Луганской республиканской клинической больницы» (Луганская областная больница). Внес в уставной капитал 750 тысяч гривен. Живет в оккупированном Луганске.
Мини-шахта «Схидкарбон» расположена на территории шахтоучастка №7 «Белянка». Когда-то тут была большая шахта «Центральная Белянка», позже ее закрыли и в 2010 году выставили на торги за 200 тысяч гривен. Ее купили три соучредителя: Сергей Лищина, Владимир Базилевский и Владимир Вольман. Работу старой шахты они не возобновили, а на ее участке построили фактически копанку — «Схидкарбон». Местные жители рассказывают, что на шахте не было даже датчиков метана, которые могли бы предотвратить взрыв. Уголь в ней добывают из стволов закрытой в 2010 году шахты. В 2014 году в Лутугинском районе начались боевые действия, и шахта остановилась.
Ее законсервировали и поддерживали, откачивая воду. В январе прошлого года глава самопровозглашенной «ЛНР» Леонид Пасечник приказал открыть шахту и начать добывать уголь, чтобы пополнять бюджет оккупированной территории. Всего на шахте работают 115 человек. В 2018 году она принесла 8 миллионов гривен прибыли, заплатив в «ЛНР» 2 миллиона рублей налогов. На шахте добыли 30 тысяч тонн угля за год, что очень мало по сравнению с обычными и крупными шахтами. Например, на шахте «Белореченская» добывали 100 тысяч тонн в месяц. Уголь из шахты используют на Алчевском меткомбинате, а также на заводах Макеевки и Енакиево (находятся на неподконтрольной территории в «ДНР»).