Все началось с твита Нью-Йоркской обозревательницы моды Шелби Кристи. Она 9 февраля запостила несколько фото с вечеринки и написала: «У директора моды Vogue Brazil Донаты Мейреллес вчера вечером была отвратительная тематическая вечеринка. Там были домашние рабы, цветом явно темнее. Их использовали как реквизит для гостей».
Пост ретвитнули больше трех тысяч раз, а комментарии под ним пишут до сих пор. Пользователи проклинали Мейреллес за фото, на котором она сидит в плетеном кресле в окружении темнокожих женщин, одетых «как прислуга».
Твит оказался манипулятивным: это была только часть фотографий; на других снимках сами темнокожие женщины сидят в креслах, а вокруг них стоят белые люди. Эти женщины — хостес в традиционных костюмах. Они часто появляются в таких нарядах на официальных мероприятиях с мэром или губернатором. Совместные фото делают в знак уважения к местной культуре. В вечеринке тоже не было ничего расистского. Сами баийцы не жаловались, а те, кто осуждал Мейреллес, с ними не консультировались. Более того, представители байя обратились к властям с просьбой разобраться с обвинениями в расизме. Ведь из-за такого случая они могут потерять работу хостес: работодатели побоятся их нанимать, чтобы не быть обвиненными в расизме.
Еще одной причиной, по которой раздувался скандал, стало непонимание культуры Бразилии. Баия — традиционный штат для баийцев. Профессия хостес тут популярна с XVIII века и охраняется на государственном уровне. Более того, байя вообще никогда не были невольниками. Напротив, они всегда были свободными, а некоторые даже сами владели рабами. По сути в XVIII веке быть байя для женщины значило много зарабатывать. Они специально надевали такую одежду и много украшений, чтобы отличаться от рабов. Баийцы — неотъемлемая часть карнавала.
Консультант Фонда Организации Объединенных Наций Летисия Баия раскритиковала флешмоб против Мейреллес, потому что мнение самих баийцев не спросили. «Дело журналиста — пойти и спросить, во что они одеты, как они оказались на вечеринке и так далее. Но нет, вы просто сказали, что они одеты как рабыни, а у них не спросили. Разве не дать голос темнокожим — это не расизм?»
Выступили с заявлением и сами баийцы. «Мы женщины-байя, хозяйки — это наша работа. Мы не рабы, мы работники, нас наняли, никто не навязывал нам, какую одежду надевать, никто не говорил, где нужно стоять и как стоять. А вы используете фото, чтобы очернить других. Нас это очень огорчает».
Но на эти заявления не обратили внимания. Как пишет Quillette, за пару дней до вечеринки в одном из трущобных районов Рио-де-Жанейро полиция убила 13 подростков, большинство из них были темнокожими, однако никаких кампаний в соцсетях этот случай не вызвал. «Решение таких сложных вопросов, как системный расизм, незаконный оборот наркотиков и насилие со стороны полиции в трущобах, не вызывает столько же кликов и лайков в социальных сетях, как реакция на причудливую вечеринку».