Полевая работа над кампанией Порошенко началась раньше, чем он заявил, что идет на выборы. Согласно документам, которые есть в нашем распоряжении, до 1 декабря должны были заработать областные штабы, до 7 декабря — городские и районные. После этого тренеры-модераторы обучали специально отобранных волонтеров, старших волонтеров и бригадиров.
«Волонтерами» агитаторов во всех инструкциях называют неслучайно. Как выяснили журналисты, этот термин должен был убедить избирателей, что агитаторы работают бесплатно. На самом деле за свою работу простые полевые «волонтеры» получали 400 гривен в день.
За оргработой, обучением, финотчетностью и возможной коррупцией на местах следят контролеры. Их назначает Центральный штаб — по одному на область. Они же контролируют три проекта полевой кампании: «Точки агитации» (ТА), «Мобильные агитационные группы» (МАГ) и «От двери к двери». Мы расскажем о деталях каждой из них.
«Точки агитации»
Цель этого проекта — развернуть предвыборную кампанию в городах и райцентрах. Задачи: раздать агитационные материалы, донести месседжи кампании, забрендировать территорию и сформировать базу данных сторонников Порошенко. Проще говоря, речь идет об агитационных палатках.
По инструкции, палатки нужно ставить в городах с населением более семи тысяч и во всех райцентрах. Идеальные места — остановки, рынки, торговые центры и центральные улицы. Каждая точка — это брендированная палатка, штендер с агитинформацией, флаг, стол, стул и две папки-планшета. Волонтеров тоже двое. Режим работы — семь дней в неделю, по четыре часа в день. У каждой точки — свой график.
Работа волонтеров строго регламентирована. После монтажа ТА они должны отправить фото палатки непосредственному руководителю. Главная задача волонтеров — во время агитации выявить среди прохожих лояльных к кандидату людей и получить их личные данные: ФИО, адрес регистрации и номер телефона. Тем, кто согласится поделиться этой информацией, волонтеры вручают «ценные подарки» — обложку для паспорта, календарь, значок и другие сувениры. Есть в инструкции и норма выработки волонтера за день — собрать данные не меньше четырех сторонников кандидата. С палатки — восемь. Всю собранную информацию волонтеры ежедневно передают своим руководителям, а те — операторам баз данных.
Требований к волонтерам много, но большинство из них стандартные: украинское гражданство, возраст — старше 18 лет, симпатии к кандидату, коммуникабельность, стрессоустойчивость. На телефоне у волонтера должен быть установлен мессенджер Viber, чтобы отправлять фото. Хорошие кандидаты на эту работу — учителя, пенсионеры, бывшие военные и журналисты на пенсии. Идеальный вариант — коммуникабельная женщина старше 40 лет, которой нравится Порошенко.
Волонтер должен следить за своим внешним видом, аккуратно и не вульгарно одеваться. От него должно приятно и нейтрально пахнуть. «Не забывайте о свежести дыхания. Мятная конфета пригодится. Помните: в глазах избирателей вы — лицо кандидата», — сказано в инструкции.
Волонтерам на рабочем месте запрещено врать о кандидате, общаться в мессенджерах и соцсетях, курить, разговаривать с журналистами, проходить мимо выброшенной агитпродукции кандидата — ее нужно убрать, объяснять что-либо относительно ТА полицейским, представителям налоговой и других госорганов.
Работу волонтеров контролируют и организовывают бригадиры. Чтобы им стать, нужно иметь украинское гражданство, опыт работы в ТА, симпатизировать Порошенко и уметь работать с людьми. Бригадиры подбирают волонтеров, обучают их, договариваются о хранении палаток и следят, чтобы агитматериалов хватало всем. Один бригадир отвечает максимум за 15 палаток.
«Мобильные агитационные группы»
Задача этого проекта — охватить агитацией села, проконтролировать качество работы сельских волонтеров проекта «От двери к двери», найти сторонников Порошенко, собрать и уничтожить агитматериалы других кандидатов. Сроки реализации — с 20 января по 29 марта (первый тур выборов) и с 11 по 19 апреля (второй тур).
Одна МАГ — это 18 человек (без водителя). Рекомендуется, чтобы мужчин и женщин в группе было поровну. Кроме сел, МАГи работают в населенных пунктах, где проживают до 10 тысяч избирателей. Каждая группа рассчитана на два сельских района и работает циклами. Один цикл — 10 дней. На маршруте ежедневно работают 12 волонтеров, 6 отдыхают. В каждой группе есть старший волонтер.
Работой и обучением МАГов руководит менеджер. Если в области больше десяти групп, ему полагается помощник. Требования к менеджерам невысокие. Из технических навыков — работа в Excel и способность отследить местонахождение волонтера по его мобильному. Менеджеры также непосредственно уничтожают агитацию других кандидатов, которую собирают старшие волонтеры.
По инструкции, МАГи должны передвигаться на брендированном в цвета кампании автобусе Мерседес-Спринтер. На практике команды агитаторов ездили и на старых бусах без брендинга. В селах автобусы останавливаются в людных местах, и два волонтера работают в режиме точки агитации прямо возле автобуса. Остальные, разделившись на пары, обходят избирателей. В ходе агитации волонтеры собирают подписи за инициативы кандидата. Весь процесс контролируют старшие волонтеры.
В инструкции указано, что в состав каждой МАГ менеджер в обязательном порядке должен включить одного-двух представителей местного самоуправления с территории, где работает группа (депутата областного, районного совета, главу громады, старосту). Список кандидатур от местных громад готовит заместитель начальника областного штаба по полевой работе. На каких условиях представители местной власти работают на кандидата и что будет в случае их отказа, в инструкции не сказано.
Каждая мобильная группа на протяжении первого тура кампании должна минимум дважды побывать в каждом населенном пункте выделенного района. Между первым и вторым турами выборов МАГи должны приехать еще раз.
Одна из важных частей работы волонтеров — собирать, фотографировать, передавать начальству или уничтожать агитацию конкурентов. Этим занимаются практически все участники проекта. Рассказывать об этом посторонним, как и о других технологиях работы МАГов, участникам групп запрещено по инструкции.
«От двери к двери»
Цель проекта — выявить лояльных избирателей, мобилизовать их в день голосования и «завербовать» новых сторонников перед вторым туром выборов. Агитаторы работают по секторам с населением примерно в 500 избирателей. Весь процесс разделен на четыре волны.
Первая волна (20 января — 15 февраля): на этом этапе волонтеры должны были выявить и собрать личные данные избирателей, поддерживающих президентский курс в НАТО и ЕС. Физически предлагалось подписать обращение от народных депутатов от области с требованием поддержать инициативу президента и внести нужные изменения в Конституцию. В областях, где поддержка НАТО ниже 40%, предлагалось собирать подписи только за движение в ЕС.
«Избиратели, которые поддерживают инициативу президента Украины, — потенциально лояльные избиратели. Они фиксируются в журнале обхода и базе данных как сторонники. В будущем они составят основу мобилизационного резерва избирателей. Во время обхода волонтеры выявляют лояльных «своих», нейтральных и «чужих» избирателей и фиксируют эти данные в специальных журналах», — сказано в инструкции.
В качестве поощрения каждый выявленный сторонник Порошенко получал «стильную» обложку для паспорта с проевропейским лозунгом в стиле брэндбука избирательной кампании.
Вторая волна (27 февраля — 15 марта): волонтеры должны были усилить первый контакт новой информацией и расширить круг сторонников. Сделать это им предлагали, доставив письмо от президента как главы Совета регионального развития (СРР). Агитатор при этом должен был обмануть собеседника и представиться волонтером СРР.
Смысл этой манипуляции в том, чтобы связать в сознании избирателя президента и изменения в стране к лучшему. Эту связь, согласно документу, видят всего четыре процента украинцев, а 50 процентов считают прогресс заслугой местной власти.
Каждый избиратель получал в конверте два письма — перечни уже реализованных и запланированных инициатив. За получение конверта нужно было расписаться и потом, по желанию, заполнить анкету сторонника кандидата.
Третья волна (20—29 марта) идет сейчас: волонтеры уничтожают агитацию других кандидатов и обходят только своих и неопределившихся избирателей. Их просят не забыть прийти на выборы и дарят настенный календарь с мобилизационным лозунгом и выделенными датами первого и второго тура выборов президента. Главный аргумент для неопределившихся — «все голосуют, нужно пойти и поддержать».
Четвертая волна (5—19 апреля) начнется, если Порошенко выйдет во второй тур. Главные задачи этого этапа: мобилизовать против конкурента всех возможных избирателей, распространить мобилизационный выпуск газеты и уничтожить агитматериалы другого кандидата.