Игорь Лапин предлагает ввести уголовную ответственность за распространение недостоверных сведений. Если законопроект примут без поправок, суд будет рассматривать такие дела в упрощенном производстве. Он сможет приказать удалить недостоверную и нарушающую права человека информацию.
Отдельным пунктом сказано о блокировании телевизионных, печатных и интернет-медиа во время выборов. Суд сможет временно приостановить действие лицензии телеканала, запретить выпуск печатного издания или обязать провайдера заблокировать своим абонентам доступ к соответствующему ресурсу.
Депутат Игорь Лапин до войны работал адвокатом, а на выборах 2014 года избрался в парламент. В июне 2014-го он стал командиром 2-й штурмовой роты «Запад» 24-го батальона территориальной обороны «Айдар», воевавшего на Донбассе. В Верховную Раду он прошел от Луцка и вступил во фракцию «Народный фронт», попал в Комитет по вопросам правовой политики и правосудия. Лапин обещает голосовать за закон, который позволит украинцам свободно владеть оружием. Подробнее, за что еще голосовал или не голосовал депутат, можно посмотреть здесь.
Лапин пишет авторские колонки о войне, агрессии России и о выборах. Например, он предлагает перекрыть все пропускные пункты на Донбассе и до конца голосования не впускать на участки жителей оккупированного Донбасса. «Мы знаем, с кем имеем дело. Там не идет речь о какой-либо морали. Поэтому наш долг — продумать ограничение доступа из незаконных территориальных образований и Крыма на территорию Украины 31 марта, именно как средства защиты наших людей от оккупантов».
Игорь Лапин несколько лет судился с волынскими СМИ, идея написать этот закон возникла у него давно. По словам Лапина, против него заказывали фейковые статьи, которые «разрушили многолетнюю репутацию». В статьях говорилось о том, что Лапин подкупал судей, расстреливал бойцов на войне и был мародером. Суды Лапин выиграл, но тексты до сих пор доступны на волынских сайтах. Именно поэтому, по словам Лапина, он решил создать закон, который заставит СМИ удалять публикации.
В своем законопроекте он не видит угрозы для честных журналистов. «Этот законопроект не имеет никакого отношения к журналистам, которые честно освещают события, — говорит он. — Например, если у Бигуса есть доказательства, Гладковский даже с этим законом ему ничего не сделает. Чтобы приговорить Дениса Бигуса, Олег Гладковский должен доказать, что это ложь. А как он это может доказать, если это есть в материалах уголовного дела, которое лежало в НАБУ. Не СМИ должно доказать, что информация — правда, а политик должен доказать, что СМИ солгало».
Депутат отрицает сходство его законопроекта с недавно принятым в России законом. «В России совсем другой закон. В моем проекте речь идет лишь о том, что должна быть ускорена процедура в случае, когда ложные данные опубликованы в СМИ. Честный журналист никогда не обнародует неправдивую информацию».
Несколько правозащитных и медийных организаций считают законопроект опасным для медиа. «Платформа прав человека», «Лаборатория цифровой безопасности», представительство Freedom House и издание Detector.Media обнародовали совместное заявление.
«Подобные законодательные инициативы могут служить опасным инструментом для цензуры и давления на независимые медиа. Даже угроза быть привлеченным к уголовной ответственности создает «охлаждающий эффект» для распространения общественно важной информации, ведь любое расследование о злоупотреблениях или коррупции изначально будет содержать риск получить в ответ заявление о преступлении».
Правозащитники отмечают, что блокировка информационных ресурсов, особенно во время выборов, противоречит праву граждан получать и распространять общественно важную информацию и может стать инструментом цензуры политической дискуссии.
Роман Головенко, руководитель правовых проектов Института массовой информации, заявил, что проект написан некачественно и не имеет поддержки в парламенте. «Перспективы нет никакой в парламенте, а криминализация клеветы — так международные организации выступают с критикой такого явления».