60-е были временем моды для молодых, отсюда свободный крой и длина платья, смоделированного Карлом Лагерфельдом.
В начале 70-х в мире начался экономический кризис, а во время любого кризиса люди ностальгируют по прошлому. Поэтому в платье 1971 года угадывается аллюзия на творчество Анри Матисса, французского художника-фовиста, в чьих картинах важен яркий, открытый цвет. Самой актуальной длиной в это время стала миди. В моде чувствовалось погружение в историю. Актуальным направлением был фольклорный стиль, в том числе и у нас. Например, Киевский дом моделей одежды в то время делал наряды на основе украинских традиций.
В первом зале выставки — пальто 1979 года с вышитыми стеклярусом большими цветами. Это точная цитата из Эльзы Скиапарелли, французского дизайнера и создательницы коллекций с элементами сюрреализма. Скиапарелли была актуальна в 20-е — 30-е годы. Она любила рельефную, немного аляповатую вышивку, и у нее были модели, в которой крупные цветы расположены на моделях так же, как на этом пальто.
На сломе 70-х — 80-х в моду возвращаются понятия шик и гламур. Платья 1979 и 1984 года на выставке — подтверждение этому. Они яркие и карнавальные. В 80-е усилилась конкуренция между модными домами. Каждый показ превращался в шоу, новые модели привлекали внимание своей яркостью, а порой крикливостью и даже китчем.
80-е — время, когда мода менялась с ускорением. Начало десятилетия — цитаты из моды 40-х: длина чуть ниже колена, расширенная линия плеч, акцент на талии. С середины 80-х вернулась мода 50-х — романтичный нью-лук, к концу десятилетия снова актуальными стали 60-е.
До 90-х мода постоянно перепевала то, что было актуально в разные периоды ХХ века. Но в начале того десятилетия мир радикально изменился, и мода отреагировала предельным плюрализмом и эклектикой, что вызвало ощущение хаоса. С начала 90-х и до сих пор платье может быть любой длины и формы, с произвольным расположением линии талии, обувь — с каким угодно каблуком и носком. Уже третье десятилетие подряд маркерами моды являются цвет, фактура и оригинальность. Особенно актуальными стали простые формы в сочетании с креативными принтами.
Особенность вечерней одежды на протяжении всего ХХ века в том, что она почти не меняется. Одно и то же платье можно представить и в 60-е, и в 80-е, и сейчас. Это прагматичная традиция — ведь вечерние платья стоят дорого. Вот это длинное платье в пайетках совершенно классическое. Но все же понятно, что это не 40-е и не 70-е. Время угадывается в деталях: необработанные края «крылышек» выдают наше время, такую небрежность в 80-х ввели в моду бельгийские дизайнеры, в частности, Мартин Маржела.
Что носили у нас
Если оценивать смену актуальных трендов, то можно сказать, что мода в Советском Союзе была такой же, как и в Европе. Другими были стратегии производства и потребления модной продукции. В 1935 году появился первый в СССР Дом моделей в Москве, украинский — в 1944 году в Киеве. До этого главным источником модной одежды был индивидуальный пошив. Уже в 50-е годы коллекции, которые создавали наши дома моделей, вывозили за границу — на ежегодные ярмарки-продажи в Лейпциг, Марсель и другие города.
Европейские дома мод создавались с целью раскрутить определенный бренд и получить прибыль. Наши дома создавали образцы моделей, которые потом внедрялись в производство. Художники-конструкторы разрабатывали модели, потом их утверждали с руководством домов моделей. Дальше авторы ехали на фабрику и довольно долго внедряли там модель. На фабрике хотели все сделать побыстрее и дешевле, а художнику важно, чтобы все было качественно. Поэтому приходилось искать компромиссы.
До 80-х у художников не было личной заинтересованности в том, чтобы делать красивые модели. Потом появились фирменные магазины, и стало понятно, как продаются определенные вещи. Художники, разработавшие модели, которые хорошо продаются, стали получать премии. Стоимость вещей, сделанных из хороших или ультрамодных материалов, тоже выросла. В 80-е в СССР увеличилась продажа импортных вещей, причем это были преимущественно качественные одежда и обувь. Не было китайского и турецкого ширпотреба. Позже, когда специалисты легкой индустрии из СССР чаще стали выезжать за границу, у них был шок, когда они видели, каким некачественным может быть зарубежный масс-маркет. Наши дизайнеры принимали участие в международных модных форумах, знакомились с западными журналами — популярными и специализированными.
Но социалистическая модель экономики не позволяла производить модную и качественную одежду вовремя и в нужных количествах. Сильной стороной наших домов моделей было то, что выставочные коллекции, которые показывали на отечественных и зарубежных подиумах были не только актуальными по дизайну, но и отражали нашу национальную костюмную традицию.