Журналисты Bihus.Info утверждают, что в 2015—2016 годах Игорь Гладковский и два его партнера — Виталий Жуков и Андрей Рогоза — через компанию «Оптимумспецдеталь» продавали предприятиям государственного концерна «Укроборонпром» запчасти к военной технике в несколько раз дороже, чем покупали. Запчасти в Украину ввозили контрабандой из России. Виталий Жуков оформлял документы и заносил откаты директорам предприятий.
Журналисты утверждают, что предприятия покупали запчасти через фирмы-«прокладки». В расследовании «прокладкой» они назвали и завод «Кузня на Рыбальском», который до недавнего времени принадлежал президенту Петру Порошенко. В подтверждение своих слов журналисты привели переписку Игоря Гладковского, Виталия Жукова и Андрея Рогозы. Уже 26 февраля, на следующий день после того как обнародовали расследование, кандидат в президенты Юлия Тимошенко заявила, что она начинает процедуру импичмента президента.
Журналисты Bihus.Info утверждают, что переписку Гладковского, Жукова и Рогозы они получили осенью 2018 года: это было письмо с архивом сообщений из мессенджеров и почтовых ящиков. Как рассказывает theБабелю высокопоставленный сотрудник Генеральной прокуратуры, этот архив есть в материалах дела, которое с 2016 года расследует Военная прокуратура. Дело касается государственных тендеров концерна «Укроборонпром». По информации источника theБабеля, во время расследования Военная прокуратура получила переписку с телефона Жукова.
Телефон Виталия Жукова «вскрывали» в помещении департамента защиты экономики Национальной полиции. Это следует из двух документов, которые есть в распоряжении theБабеля.
- Письмо старшего следователя Военной прокуратуры к начальнику департамента защиты экономики Нацполиции. Он отмечает, что во время следственных действий изъяли несколько мобильных телефонов, которые необходимо осмотреть. Следователь просит выделить специалистов и специальное программное обеспечение, чтобы снять информацию с телефонов.
- Протокол временного доступа к вещам и документов от 22 февраля 2017 года. В нем указано, что содержание телефонов исследовали в помещении департамента защиты экономики Нацполиции в присутствии ответственного специалиста.
Таким образом, информация с телефона Виталия Жукова была у подчиненных Главного военного прокурора Анатолия Матиоса и министра внутренних дел Арсена Авакова.
Версии того, кто именно «слил» журналистам Bihus.Info информацию с телефона Жукова, разнятся. Собеседник theБабеля из ближнего окружения президента Петра Порошенко считает, что это сделали по указанию Главного военного прокурора Анатолия Матиоса или министра внутренних дел Арсена Авакова.
«[У нас] есть информация, что Матиос встречался с кандидатом в президенты [Юлией] Тимошенко, и она пообещала ему должность Генпрокурора», — говорит собеседник theБабеля из штаба Порошенко. Он напоминает, что Матиос хотел возглавить Государственное бюро расследований (ГБР), но его «сбили» на конкурсе.
Собеседник theБабеля, близкий к министру внутренних дел, предположил, что Анатолий Матиос мог передать информацию кандидату в президенты Анатолию Гриценко, а уже тот — журналистам. Анатолий Гриценко опровергает эту версию. Анатолий Матиос категорически отрицает, что он «сливал» информацию журналистам.
Собеседник theБабеля из штаба Петра Порошенко волнуется, что расследование Bihus.Info повлияет на рейтинг действующего президента. Чтобы прокомментировать скандал вчера, 27 февраля, на брифинг вышел Генеральный прокурор Юрий Луценко. Он назвал «приемлемой» контрабанду необходимых деталей для армии из России: «В то же время неприемлемой и аморальной является нажива на этой деятельности».
Юрий Луценко рассказал журналистам, что прокуратура ведет расследование по этому делу и почти готова объявить подозрения. «В случае компаний «Оптимумспецдеталь» и «Ренал» ... военная прокуратура в ходе налоговой проверки уже установила, что госбюджету нанесены убытки на 22 миллиона гривен». Подозрения должны объявить директору компании «Оптимумспецдеталь» Владимиру Волохачу и ее владельцу Андрею Рогозе.
Национальное антикоррупционное бюро, по словам Луценко, должно расследовать, нарушали ли закон госслужащие, руководители госпредприятий и члены их семей, в том числе Игорь Гладковский. Его отец Олег Гладковский 27 февраля в эфире телеканала ZIK назвал расследование журналистов «наглой ложью».