Практически все четыре дня саммита в Ватикане представители руководства католической церкви слушали истории жертв сексуального насилия со стороны священников. Было и резонансное выступление монахини из Нигерии, которая осудила епископов за их «посредственность, лицемерие и самодовольство» по отношению к проблеме надругательств в церкви. А немецкий кардинал Райнхард Маркс и вовсе заявил, что католическая церковь систематически уничтожает документы по делам о сексуальном насилии над детьми.
От Папы Римского ожидали радикальных решений, пишет The Wall Street Journal. Некоторые надеялись, что в Ватикане создадут специальный орган по надзору за иерархами. Другие рассчитывали, что Папа узаконит предложенную духовенством США концепцию «нулевой терпимости», по которой будут отлучать от церкви и судить не только священников, совершивших насилие, но и покрывающих их епископов.
В воскресенье, 24 февраля, Папа Франциск выступил с речью по итогам саммита. Он осудил сексуальные надругательства, но не предложил никаких конкретных решений для борьбы с этой проблемой внутри самой церкви. По его словам, главной задачей саммита было просветить всех епископов о серьезности проблемы сексуального насилия. И призвать их изменить отношение к ней на уровне местных епархий без указов из Рима. Также Папа Франциск попросил власти и СМИ всех стран не давить чрезмерно на церковь «за прошлые ошибки». Он заявил, что католическую церковь несправедливо выделяют, говоря о сексуальном насилии. А с этой проблемой нужно бороться на глобальном уровне, ведь большинство случаев жестокого обращения совершается вне церкви.
Такая позиция разочаровала многих жертв насилия, активистов, правозащитников и даже представителей духовенства, пишет The New York Times. «Выступление Папы Франциска стало ошеломляющим разочарованием, катастрофическим искажением понимания горя и возмущения верующих», — сказала изданию Энн Барретт Дойл из американской правозащитной организации BishopAccountability.org, которая отслеживает случаи жестокого обращения в церкви.
Одна из жертв насилия, чилиец Хуан Карлос Крус говорит, что «рад призывам Папы ко всеобщей борьбе с сексуальным насилием, но боюсь, что епископы вернутся домой и примутся за старое».
«До тех пор, пока Папа не скажет, что каждого священника, виновного в жестоком обращении с детьми где-либо в мире, осудят и навсегда отстранят от служения, к церкви не будет никакого доверия в этом вопросе», — сказал WSJ один из церковных чиновников.
Для того чтобы улучшить отношения церкви со СМИ, на саммит в Ватикане пригласили выступить мексиканскую журналистку Валентину Алазраки. «Если вы не решитесь радикальным образом стать на сторону детей, матерей, семей, то вы правы, что боитесь нас. Если вы продолжите все отрицать, то честные репортеры станут вашими злейшими врагами», — сказала она.
Среди высшего духовенства были и те, кто остался доволен результатами саммита. По их словам, необходим кардинальный сдвиг в мировоззрении церкви и признание проблемы, особенно в странах Латинской Америки, Африки и Азии. И никакие папские указы не решат эту проблему, ведь их может отменить следующий понтифик.
Священник из Германии Ханс Золлнер, один из ведущих специалистов католической церкви по защите детей, считает, что церковь «сделала прорыв, добравшись до системных корней проблемы». Но он признает, что потребуется много времени и энергии, чтобы изменить консервативные церковные устои.
Архиепископы из Австралии и Ирландии соглашаются с тем, что обязанность защищать детей в церкви должна лечь на руководителей местных конфессий. Потому призывают каждого епископа «что-то предпринять» по возвращении домой. Они признают, что реформы требуют времени, но «они не должны тянуться вечно».
Некоторые из выступавших на саммите призвали положить конец «культу замалчивания», изменить правила Ватикана о папской тайне и опубликовать статистику по количеству дел о насилии, которые рассматриваются церковными судами. Но, как пишет The Atlantic, неясно, прислушается ли Ватикан к этим рекомендациям.
После речи Папы Франциска чиновники Ватикана объявили, что в ближайшее время «предпримут конкретные шаги»: ужесточат церковные законы по защите детей, издадут «краткое руководство» по борьбе с насилием для епископов, создадут новые группы экспертов и юристов для помощи епископам в странах с меньшими ресурсами и опытом. Но все эти меры, по данным NYT, разработали еще до саммита, и они носят рекомендательный характер.