23 января ректор КНУ Леонид Губерский обнаружил на своем столе документ. В нем написано, что преподаватель кафедры биологии растений УНЦ «Института биологии и медицины» Петр Романенко годами домогался студенток и заходил к ним в комнаты на практике в пьяном виде. В конце заявления — требование уволить преподавателя и 40 подписей. Автор документа — студентка второго курса Клементина Квиндт.
На следующий день история вышла за пределы вуза. Клементина опубликовала текст о домогательствах своего преподавателя. «На первом курсе Романенко преподавал у меня ботанику высших растений. Во время теоретических занятий в Киеве он не обращал внимания на личное пространство студенток, подсаживался за парты, слишком близко подходил и обнимал, когда показывал, как работать с микроскопом. Немного флирта там, немного заигрываний тут. Но никто не обращал на это внимания. Он же преподаватель, кто ему что скажет?» — написала она.
По словам Клементины Квиндт, Романенко стал позволять себе еще больше летом 2018 года, когда группа поехала на выездную практику в Канев. «Однажды после экскурсии он предложил повезти меня и еще нескольких студентов к “АТБ” на машине. Когда мой одногруппник садился вперед, он его остановил и сказал: “Пусть девушка сядет спереди, будет стюардессой, желательно, чтобы самая красивая”», — пишет Клементина.
В другой день Романенко повез группу на экскурсию на остров. Группа пробиралась через заросли, поэтому к одежде пристал чертополох. Преподаватель прервал лекцию и со словами: «Хотел бы я быть этим растением на вашей одежде», — начал стряхивать колючки з бедер одной из студенток. «И смеялся. И мои одногруппники смеялись. Все, кроме меня. А девушка онемела и не могла пошевелиться», — вспоминает Клементина.
Позже в беседе с корреспондентом theБабеля она расскажет, что предлагала этой девушке подписать заявление против него, но та отказалась. «Она сказала: “Ну я на него не злюсь, ну потрогал меня. Что здесь такого?” А у меня глаза на лоб вылезли! На зачете он поставил всем 25 из 25 баллов. Естественно, никто ничего не сказал…» — говорит Клементина.
В ночь перед зачетом, как утверждает студентка, пьяный Романенко ворвался в комнату к девочкам. «Обращается ко мне, говорит, что обязательно зачет сдам, раз такая красивая. А потом рассказывает и показывает на пальцах, как правильно делать куннилингус. Из комнаты его вывел дежурный преподаватель. Все дни после этого мне было страшно, что это повторится. Потому что он сказал, что у него есть ключи», — пишет девушка.
Для своего текста Клементина собрала рассказы и других студентов — о том, как в разные годы на практике в Каневе Романенко лез к студенткам целоваться на дискотеке, трогал их за ягодицы, клал руки девушкам на колени и неуместно шутил.
«Он сказал: “Смотрите, я лапаю Диану, и она не против”»
Клементине Квиндт 17 лет, она переехала в Киев из Крыма. Называет себя феминисткой и активно участвует во всевозможных акциях. На ее странице в Facebook — фотографии одиночного пикета против меховой индустрии, снимки с женского марша «Годі терпіти», с феминистических акций и шествий в поддержку ЛГБТ.
На встречу с корреспондентом theБабеля вместе с Клементиной приходит ее однокурсница — Рина Резник. Она тоже подписала заявление против Романенко. На самом деле девушку зовут не так, но студентка просит подписать ее псевдонимом. Рине 19 лет, она занимается биофизикой и физиологией, входит в научную группу в Институте физиологии имени Богомольца.
Кроме историй о машине, чертополохе и куннилингусе, девушки рассказывают о еще нескольких случаях домогательств со стороны своего преподавателя. Например, в один из первых дней после экскурсии на остров он предложил посидеть на берегу.
— Мы спросили, можно ли искупаться в Днепре. Он разрешил. Никто не взял с собой купальники, поэтому я попросила одного мальчика дать мне кофту, чтобы искупаться в ней и шортах. И тут Романенко говорит: «Сережа, ты зачем даешь ей кофту? У нее футболка белая, она без лифчика ходит. Сейчас бы грудь просвечивалась!» — вспоминает Рина.
На следующий день был «костер» — посиделки группы с преподавателем после отбоя. Рина говорит, что Романенко приехал туда пьяный и с друзьями.
— От него пахло перегаром, он шатался и бухал водку из горла. Я и еще одна девочка лежали на плечах у моего друга Ивана. Романенко это заметил и сказал: «Ваня, что-то девочки заскучали. Может, ты пойдешь в комнату и сделаешь им куннилингус? Только давайте вы будете кончать тихо, чтобы никто не услышал».
Через несколько дней, когда они вместе готовили обед, преподаватель схватил за грудь одну из студенток.
— Я сижу чищу грибы и тут слышу голос Романенко: «Смотрите, я лапаю Диану, и она не против». Поднимаю глаза, а он трогает Диану за грудь. Она сидела с большими глазами и ничего не сказала. Потом он предложил пойти к нему в душ: «У меня там нет камер… наверное. Могу вам дать свои полотенечки».
После той недели Клементина, Рина и другие студентки обсудили происходящее и решили, что нужно действовать. Пошли к заведующему практикой и обо всем ему рассказали. Тот предложил компромисс: девушки пишут заявление на имя директора «Института биологии», заведующий практикой показывает его Романенко и предупреждает, что если будет еще один случай некорректного поведения, заявление ляжет на стол директору.
После этого разговора Романенко уехал из Канева, а в конце года студентки узнали, что его отстранили от практики. А Клементине начали писать старшекурсники. Рассказывали, что в разные годы с ними происходило то же самое: Романенко пошло шутил, пытался потрогать девушек на дискотеке, заваливался пьяный в комнаты после отбоя. Тогда Клементина решила, что нужно идти до конца и добиваться, чтобы преподавателя уволили.
Очная ставка
24 января, когда заявление уже лежало на столе ректора, а текст с обвинениями висел на сайте, Клементина, Рина и их однокурсник пришли в кабинет к Романенко.
— Я предложила ему два варианта: хороший и плохой. Хороший — он пишет заявление по собственному желанию, никогда больше не преподает студентам и записывает официальное извинение. Плохой — если он всего этого не сделает, я подаю иск в суд, — говорит Клементина.
Романенко, по их словам, сначала все отрицал, потом согласился и даже падал на колени с возгласами: «Я такое делал? Ничего не помню! Неужели я был такой пьяный?» По словам студенток, преподаватель сильно разнервничался, покраснел, постоянно ходил умываться.
— В итоге он согласился на наши условия. Я достала айфон, чтобы записать на видео его извинения, но он вдруг закрыл глаза и упал в обморок. Рина побежала на кафедру физиологии за корвалолом, Романенко откачали, и он уехал на скорой, — говорит Клементина.
Накануне на стене корпуса появились надписи: «Романенко — насильник», «Геть з ННЦ» и «Звільніть Романенка».
«Попросила его больше так не делать, и он перестал»
После разразившегося скандала в студенческом парламенте КНУ решили провести закрытое заседание. Его назначили на 28 января. В помещение пускали только людей со студенческими билетами «Института биологии». Но нескольким журналистам удалось пройти, поэтому вопрос о домогательствах решили не обсуждать.
Во время отчетов глав департаментов к трибуне вдруг вышла Клементина и заявила: «Я видела, как Романенко, доцент кафедры биологии растений, домогается студенток. Я смогу подтвердить это в суде». Еще три девушки вышли к трибуне с плакатами: «Ні домаганням в університеті». Заседание резко закрыли и попросили всех уйти из аудитории.
— Клементина прямо обвиняет Романенко, но пока нет никаких доказательств, это недопустимо. Не было другого выхода, кроме как объявить заседание закрытым и перенести его на неопределенный срок, — объяснил theБабелю глава студпарламента Тарас Войцицкий. И добавил, что есть и другое заявление на имя директора КНУ — в защиту Романенко. Его подписали около 80 студентов.
В холле корпуса УНЦ после сорванного заседания — толпы студентов. Они обсуждают Клементину и открыто смеются. Мелькают фразы «тупая шлюха» и «конченая феминистка». В разговорах не под запись большинство студентов говорят, что Романенко действительно любит пошлые шутки, может появиться перед студентами в нетрезвом виде, приобнять девушку или положить руку на колени. Но интерпретацию Клементины многие считают преувеличением. В действиях Романенко они не видят ничего плохого — воспринимают это как неудачный юмор.
— Я тоже проходила практику в Каневе. Была свидетелем некоторых ситуаций, которые описала Клементина. Например, я была в машине, когда Романенко подвозил нас к «АТБ». Он просто сказал: «Давайте вперед сядет девушка». Про красивую ничего не говорил. Мы с подругой сразу отказались и сели назад. Рядом оставалось еще одно место, но Клементина села вперед, — рассказывает студентка второго курса Лиза.
Она же присутствовала во время описанной Клементиной ситуации с чертополохом. Говорит, что девушка, с которой Романенко стряхивал колючки, — ее подруга, и она не придала этому случаю значения.
— Романенко действительно может как-то неоднозначно пошутить. Такое было и со мной, но я просто попросила его больше так не делать, и он перестал, — вспоминает Лиза.
Выпускница КНУ Дарина Гринбург училась в научном центре «Института биологии» в 2009—2014 годах и тоже была с Романенко на практике в Каневе. Она называет его юмор «генитальным», но говорит, что никогда не чувствовала себя в опасности в присутствии преподавателя.
— Да, эти шуточки были, и да, он мог зайти к нам в комнату после отбоя. Но ничего криминального не делал — сидел на кровати, играл на гитаре. Нас тоже подвозил к магазину и предлагал девушкам сесть на переднее сиденье. Но на это никто не обращал внимания, — рассказывает Дарина.
Она считает, что поведение Романенко недопустимо и заслуживает административного наказания. «Но то, что пишут в комментариях, — что он насильник и его нужно показывать по телевизору, — неправда».
Другие бывшие и нынешние студентки тоже говорят, что слухи о приставаниях Романенко к девушкам были всегда.
— Я не удивилась, когда прочитала пост Клементины. Все это — знакомые истории, просто раньше никто не придавал этому значения, — говорит Анастасия Рыбицкая, которая училась в УНЦ в 2007—2013 годах.
Один из преподавателей, который работает в КНУ с 2005 года и поддерживает Клементину говорит, что статья о недопустимом поведении Романенко в первый раз появилась в интернете еще несколько лет назад — на сайте, которого уже не существует. Он не разговаривал со студентами о домогательствах ботаника, но слышал, как они обсуждают их между собой.
Преподаватель слег в больницу
Каждый день Клементина получает сообщения с поддержкой и ненавистью. Цитирует последние: «Твой мозг промыт феминизмом», «Х*йня ты, а не активистка», «Твоему будущему мужу с тобой не повезет».
В вузе не рады, что эта история стала известна посторонним. На следующий день после сорванного заседания студпарламента в красном корпусе КНУ собрали закрытую комиссию из семерых человек — сотрудников КНУ и представителей студенческого самоуправления. Журналистов на заседание не пустили. Кроме членов комиссии, в кабинете были только студенты и представитель омбудсмена. Всем присутствующим строго запретили рассказывать посторонним о том, что происходило на заседании.
— Мы попросили всех причастных к конфликту написать объяснения и их видение ситуации. Например, уже больше ста студентов-биологов написали, что не были свидетелями вещей [о которых говорит Клементина], — рассказывает проректор Владимир Бугров.
Сам Петр Романенко на комиссию не пришел — сейчас он на больничном. По словам директора УНЦ Людмилы Остапченко, у него случился сердечный приступ. Романенко обвинения в домогательствах отрицает и говорит, что собирается подавать в суд за клевету. До 7 февраля комиссия должна решить, считать ли его «шутки» домогательством. Потом решение передадут ректору — только он может уволить или «помиловать» преподавателя.
Клементина тоже собирается идти в суд — в случае, если Романенко не уволят. Она говорит, что преподавателя защищают те, кто «привык получать оценки за свои накачанные губы и нарощенные ресницы».
Насколько перспективным может быть такой суд, мы спросили у юриста. Адвокат Ростислав Кравец говорит, что доказать факт сексуальных домогательств в суде будет сложно. Для этого нужно предоставить доказательства — например, видео- или аудиозаписи домогательств преподавателя и показания свидетелей. «Но и в этом случае, скорее всего, речь может идти только о квалификации «мелкое хулиганство» и штрафе, — говорит Кравец. — Причем срок привлечения к ответственности — три месяца с момента выявления нарушений».