22 рейса МАУ задержались в аэропорту: пассажиры винят МАУ, МАУ винит «Укртатнафту» и налоговую, налоговая винит импортеров авиатоплива. Что происходит?

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:
22 рейса МАУ задержались в аэропорту: пассажиры винят МАУ, МАУ винит «Укртатнафту» и налоговую, налоговая винит импортеров авиатоплива. Что происходит?

Justin Sullivan / Getty Images

29 января компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) задержала вылет более двух десятков рейсов из киевского аэропорта «Борисполь». По словам представителя МАУ, она не смогла заправить самолеты, так как компания «Укртатнафта» не поставила ей авиационное топливо. «Укртатнафта» задержала поставку потому, что конфликтует с Государственной фискальной службой (ГФС): с 1 января она должна растаможивать топливо по новым правилам, используя налоговый вексель, механизм работы которого ГФС проработать не успела. Сам вексель ГФС ввела для того, чтобы импортеры авиационного топлива не могли продавать его на украинском рынке под видом дизельного — акцизы на дизельное и авиатопливо отличаются в семь раз. «Укртатнафта» обратилась к премьер-министру и предупредила, что с 31 января не сможет заправлять самолеты уже во всех аэропортах страны.

Что случилось?

Вечером 29 января авиаперевозчик «Международные авиалинии Украины» задержал на один-два часа 22 рейса в аэропорту «Борисполь». Из-за этого вовремя не смогли вылететь более трех тысяч пассажиров. Согласно сообщению пресс-службы МАУ, это произошло из-за того, что самолеты вовремя не заправили. Причина — поставщик топлива конфликтует с Государственной фискальной службой из-за нового налогового механизма, который вступил в силу с 1 января 2019 года.

Сложности с оформлением авиатоплива подтвердила «Укртатнафта», которая производит и поставляет топливо для МАУ. В компании пожаловались, что в ГФС не проработали «механизм погашения налоговых векселей при реализации авиатоплива», и это «с начала января привело к блокированию средств компании в сумме 131 миллион гривен». Также в «Укртатнафте» заявили, что ГФС насчитала ей 13 миллионов гривен штрафа за поставку топлива в праздничные дни 1–2 января, когда налоговая не принимала и не регистрировала векселя.

О каких налоговых изменениях идет речь?

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, по которым ставку акциза на авиатопливо увеличивают в десять раз — с 21 до 210 евро за тысячу литров, если импортер или производитель не подтвердит, что продает его одной из 24 компаний, имеющих право заправлять самолеты (или поставляет его госструктурам, например, Минобороны или Госрезерву).

Чтобы уплатить акциз на авиационный керосин по «старой» ставке (21 евро), импортер или производитель сначала должен оформить налоговый вексель и зарегистрировать его в ГФС. (Вексель оформляется на сумму акциза по ставке 189 евро — это разница между «новой» и «старой» ставкой, 210 минус 21.) После того как компания подтверждает целевое использование топлива, ГФС погашает вексель. Для этого необходимо предоставить ГФС копии документов поставки по всей цепочке — от импортера или производителя до компании, самолет которой заправили этим топливом.

Когда нововведения вступили в силу, импортеры столкнулись с тем, что не определена процедура, по которой нужно регистрировать налоговый вексель в ГФС. По данным издания Enkorr, первые партии удалось растаможить по новым правилам только во второй половине января — после того как ГФС 11 января детально разъяснила, как растаможивать авиационный керосин. Но, по словам импортеров, процедурные сложности все еще остаются.

Зачем ввели налоговый вексель?

С 2016 года в Украине авиационный керосин все больше используют не для того, чтобы заправлять самолеты. Эксперты и участники рынка считают, что керосин могут смешивать с дизельным топливом и продавать под видом ДТ. Экономическая выгода заключается в почти семикратной разнице в акцизном налоге на дизельное топливо (139,5 евро за тысячу литров) и авиатопливо (21 евро). Глава Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский подтвердил, что некоторые участники рынка смешивают авиационное топливо с дизельным после того, как проходят таможенный контроль.

По оценкам «Консалтинговой группы А-95», только за 8 месяцев прошлого года в аэропорты не попало 160 тысяч тонн топлива. Из-за неуплаты акцизного сбора государство потеряло около 950 миллионов гривен.

Осенью 2018 года в Кабмине разработали проект изменений в Налоговый кодекс, чтобы ужесточить контроль над оборотом авиатоплива и бороться с его нецелевым использованием. Верховная Рада проголосовала за эти изменения 23 ноября.

Что будет происходить дальше?

Дефицита топлива в начале года не было, поскольку большой объем поставщики импортировали еще в декабре 2018-го — прежде чем новые правила вступили в силу.

После инцидента с задержкой рейсов МАУ 29 января «Укртатнафта» заявила, что в аэропорту «Борисполь» осталось еще 2,2 тысячи тонн ее топлива, но «при отсутствии соответствующего реагирования госорганов и позиции ГФС, компания вынуждена прекратить производство и отгрузку авиатоплива».

Всю ответственность компания возлагает на ГФС. Также компания призывает вмешаться правительство, Мининфраструктуры и Минфин. В письме на имя премьера Владимира Гройсмана «Укртатнафта» предупреждает, что в таких условиях прекратит отгружать топливо для заправки самолетов во все аэропорты Украины с 31 января.

По информации Enkorr, вечером 29 января после задержек рейсов МАУ «ГФС оперативно отреагировала на ситуацию, и конфликт был исчерпан, также ГФС пообещала со своей стороны максимально посодействовать операторам рынка». Однако пока что ни одна из компаний, оформивших поставки по новым правилам, полностью не смогла погасить налоговый вексель и вернуть внесенные в банк деньги.