В программе Бойко мало конкретики и цифр. Он за мир, достойную жизнь и сильную экономику. Большинство тезисов рассчитаны на бывших избирателей ПР: право учиться на родном языке (очевидно, речь идет о русском языке), внеблоковый статус, восстановление доступа к социальным сетям и информационным ресурсам. Скорее всего, речь идет о российских сайтах и соцсетях, которые были заблокированы в Украине из-за пропаганды.
В документе ни разу не упоминается Крым, но анонсируются прямые переговоры «со всеми сторонами конфликта» для возвращения украинских территорий. То есть с и боевиками «ДНР» и «ЛНР». Войну с Россией Бойко называет «противоречиями» и планирует их преодолеть.
Основные пункты программы Бойко
Отмена военного налога (1,5%)
Муниципальная полиция, руководителей которой выбирают граждане
Прямые выборы глав регионов
Свободный доступ к запрещенным соцсетям и СМИ
Общенациональный референдум о рынке земли
Уголовная ответственность за экстремизм, пропаганду вражды, насилия, этнического или расового превосходства
Невмешательство государства в вопросы церкви
Отмена медицинской реформы
Финансирование и увеличение бюджетных мест в ПТУ
Возвращение 10-летнего школьного образования
Внеблоковый статус
Ежегодный рост экономики на 5—7%
Льготный режим налогообложения для аграриев
Газ собственной добычи на нужды народа
Повышение разовых выплат при рождении ребенка
Минимальный страховой стаж для выхода на пенсию — 15 лет, льготный 25-летний — для отдельных профессий
Он обещает отменить военный налог, медицинскую и пенсионную реформы и вернуть 10-летнее школьное образование (сейчас учатся 12 лет).
Настоящий камбэк во времена ПР — обещание ввести уголовную ответственность за экстремизм, пропаганду вражды, насилия, этнического или расового превосходства. 16 января 2014 года, когда Бойко был вице-премьером, депутаты-регионалы уже вносили в Уголовный кодекс статью об экстремизме. Из-за того, что понятие «экстремизм» авторы сформулировали нечетко, осудить могли практически любого. После победы Евромайдана эту статью вместе с другими «диктаторскими» нормами отменили.
О децентрализации Бойко говорит преимущественно абстрактно. Из конкретики: прямые выборы глав регионов и муниципальная полиция, руководителей которой тоже должны избирать граждане.
В энергетике, в своей профильной теме, бывший министр не предлагает никаких ноу-хау. Обещает остановить «тарифный геноцид», увеличить собственную добычу угля и газа и обеспечить субсидиями тех, кто в них нуждается. «Газ собственной добычи будет идти на потребности народа, а не для спекуляций», — говорится в программе.
Директор Центра исследований энергетики Александр Харченко говорит, что кандидат сам себе противоречит: «Одновременно обеспечить энергетическую безопасность, низкие тарифы и субсидии нереально. Должны быть или низкие тарифы, или субсидии». Харченко предупреждает, что если тариф для населения будет ниже, чем для промышленности, — это возможность для махинаций: газ по низким тарифам будут списывать и перепродавать кому-то уже дороже, как это было раньше.
Бойко обещает повысить выплаты при рождении детей: 100 тыс. грн — за первого ребенка, 200 — за второго, 400 — за третьего и последующих (с 2014 года за каждого ребенка выплачивают 41,3 тыс. грн независимо от количества). Откуда он планирует взять средства на это, в программе не уточняется. Идея такого поощрения рождаемости не нова — ее использовали в правительствах Юлии Тимошенко и Николая Азарова. Но, как напоминает экс-министр финансов Александр Данилюк, решить демографические проблемы это не помогло. Зато малообеспеченные семьи рожали ради денег, а потом бросали детей.
Бойко, как и его конкурент на выборах Анатолий Гриценко, обещает рост экономики. Если последний надеется на 10% ежегодно, то Бойко — на 5—7%. Достичь этого он планирует за счет развития высоких технологий, государственной поддержки национального производителя и развития предпринимательства. Данилюк говорит, что обещанная цифра кандидата лучше 3,5% роста, который есть сейчас, но механизмы сомнительные. «В первую очередь надо заняться системой администрирования налогов, обеспечить честное правосудие и тому подобное», — говорит Данилюк.