Что нового появилось в Уголовном кодексе?
Появился термин «сексуальное насилие» — от «изнасилования» оно отличается тем, что насильник действует без проникновения в тело другого человека (например, без согласия жертвы стимулирует половые органы).
Изнасилование ранее разделяли на «естественное» (с вагинальным проникновением) и «неестественное» (с анальным или оральным). Это были разные статьи Уголовного кодекса и наказания по ним несколько отличались. Теперь все виды изнасилований объединили в одну статью.
Кроме того, усиливается ответственность за сексуальное насилие и изнасилование детей до 14 лет. Это может грозить обидчику заключением до 15 лет.
Новый кодекс вводит понятия «принуждение к браку», «принуждение к аборту», «принуждение к стерилизации», а также дополняет понятие сексуального насилия.
Есть что-то новое, что теперь могут считать сексуальным или домашним насилием?
Частично да. Если ранее привлечь к уголовной ответственности домашних обидчиков можно было только за физическое или сексуальное насилие, то сейчас этот перечень дополнился психологическим и экономическим. Экономическое насилие — это когда человека выгоняют из дома, лишают еды, одежды, другого имущества, забирают деньги или документы, препятствуют лечению, запрещают работать или, наоборот, без его воли принуждают к труду, запрещают учиться. Психологическое же насилие — это когда человека оскорбляют, ему угрожают, его унижают, запугивают, преследуют и так далее. То есть даже систематическая матерная брань может стать основанием для уголовного преследования, если она привела к физическим или психологическим страданиям, расстройству здоровья или потере трудоспособности.
Хорошо. Я не обижаю свою жену/своего мужа. Этого достаточно?
Стоит научиться договариваться со всеми членами семьи. Украинцам теперь придется запомнить, что домашнее насилие бывает двух видов: по отношению к интимному партнеру и так называемый «конфликт поколений». То есть домашними обидчиками могут быть не только супруги, но и родители по отношению к детям и наоборот, бабушки/дедушки по отношению к внукам и наоборот.
Правда ли, что теперь, как в США, судья может запретить обидчику подходить к пострадавшему?
Да, теперь судья может запретить обидчику приближаться к жертве, приходить домой. Жертвой может быть как жена или муж, так и ребенок, если насилие происходило в его присутствии. Судья может запретить обидчику максимум на год подходить к месту работы на определенное расстояние, переписку, телефонные звонки, сообщения в мессенджерах.
Может случиться так: у меня с партнером был секс, наши отношения испортились, и партнер обвинил меня в изнасиловании?
Еще до изменений в уголовном законодательстве существовали профессиональные «жертвы изнасилований», которые зарабатывали на том, что сначала подавали заявление, а потом забирали, но уже за деньги. Пожаловаться такая «жертва» может, но если насилия или принуждения не было, то его сложно доказать. Ведь после насилия остаются следы, которые устанавливает экспертиза.
Я слышал, что нужно будет брать расписку о согласии на секс. Это правда?
Нет. Слухи о расписке преувеличены. Но получить от партнера согласие на секс — вполне нормально, это означает уважение к человеку, его свободе, чести и достоинству. Если вы не уверены, что ваш партнер (или партнерша) хочет того же, что и вы, просто не вступайте в половой контакт.
Стереотип о «супружеском долге» все еще теплится в украинском обществе. Об этом свидетельствует, например, опыт юриста-криминолога Анны Маляр, которая проводила глубинные интервью с сельскими женщинами: мужчины часто в приказном тоне извещают их о намерении получить половое удовлетворение и не интересуются желанием женщины и ее настроением.
Что мне делать, если партнер ведет себя агрессивно в семье?
Вы можете обратиться в полицию и написать заявление — полиция не начнет расследование без вашего обращения. Производство могут начать без вашего желания только в случае, если вас побили, и это привело к тяжким телесным повреждениям.
Если в семье к вам применяют физическое насилие — побои или истязание — важно правильно сформулировать заявление. В нем должно быть словосочетание «домашнее насилие». Тогда, даже если обидчик заставит вас забрать заявление, полиция все равно будет доводить дело до суда. Кроме того, домашних обидчиков должны заносить в Единый государственный реестр случаев домашнего насилия и насилия по признаку пола (но пока этого не происходит).
Сколько лет должно быть партнеру, чтобы не пришлось переживать об уголовной ответственности?
Ранее уголовно наказуемым был секс с лицом, не достигшим половой зрелости, и уже экспертиза определяла — достигла жертва половой зрелости или нет. Теперь криминалом считается секс взрослого человека с тем, кому не исполнилось 16 лет, даже если есть согласие (исключение: ни один из партнеров не несет ответственности, если обоим нет 16 лет).
Здесь в законодательстве есть явная недоработка. Дело в том, что по определению кодекса в соответствующей статье преступником может быть только человек, которому исполнилось 18 лет. То есть если 17-летняя девушка занимается сексом с парнем 16 лет, то уголовная ответственность для нее не наступает.
Что такое «принуждение к браку»? Если я хочу, чтобы мы поженились и уговариваю партнера — это можно считать принуждением?
Действительно, в кодексе теперь появилось преступление «принуждение к браку». В Стамбульской конвенции его определили для представителей этнических групп, где девушек принуждают к браку едва ли не с детства. В Украине несколько другие реалии. Но тут тоже проживают этнические группы, в которых такая практика существует, и теперь этих женщин защищает закон.
Но статья «принуждение к браку» сформулирована нелепо — она не определяет «принуждение», и поэтому следователь, прокурор, судьи смогут пользоваться ею по собственному усмотрению. Скажем, под эту статью может подпасть шантаж мужчины беременностью, если при этом женщина угрожает лишить отца возможности видеться с ребенком. Хуже то, что непонятно, как делить совместно нажитое имущество, если через 2—3 года брака суд признает, что было принуждение и брак недействителен.
Что можно считать принуждением к аборту или стерилизации?
Принуждением к аборту или стерилизации можно считать ситуацию, когда агрессор силой или угрозами склоняет жертву к аборту или стерилизации. Против ее воли. Это касается как мужчин, так и женщин. Давление может быть устным, письменным, с использованием современных средств связи. Это может быть шантаж, угрозы, запугивание.
Эта норма, как и «принуждение к браку», появилась в Стамбульской конвенции, чтобы защитить женщин из стран, где в семьях их заставляют делать аборт, если, например, первый будущий ребенок — девочка. Такие традиции сохранились до сих пор в некоторых бывших советских республиках. Для Украины эта проблема не настолько острая, однако время от времени такие случаи происходят и у нас.