Кандидатура митрополита УПЦ МП Винницкого Симеона на пост предстоятеля устраивает всех участников процесса объединения. С одной стороны, он человек со светским образованием, имеет опыт общения с миром, со светским обществом [больше о нем и других кандидатах читайте здесь]. С другой — для Константинополя важно, чтобы во главе церкви был человек, к которому нет вопросов о каноническом рукоположении в епископы. Для священников УПЦ МП он — положительный вариант.
Московский патриархат против того, что все не украинское — чуждое. Граждане Украины, которые считают себя православными, могут быть не только в церкви, где говорят на украинском или читают Тараса Шевченко. Мы против деления на черное и белое.
Десять лет назад тоже возникал вопрос автокефалии, тогда это рассматривалось более взвешенно, потому что не было конфликта на востоке Украины. Сейчас вопрос церковных отношений политизирован. Мы считаем, что сознательные православные всех стран ближе друг к другу, чем к идеологии государств. Мы против инструментализации церкви в политике. Это позиция УПЦ МП.
Многие клирики УПЦ МП и священники — за автокефалию. Официальная позиция УПЦ МП: мы не против автокефалии как таковой, мы против методов, которыми это делается. Мы против легализации раскола. Если наши конкуренты, Киевский патриархат, не меняют позицию, но меняется их статус, они получают статус автокефалии — это нам не нравится. Московский патриархат за то, чтобы в Украине было здоровое православие в единстве со всем миром.
В Украине должна быть своя поместная полноценная церковь. Две трети приходов УПЦ МП перейдет в новую автокефалию. Если рассматривать вопрос вне политического контекста, то УПЦ МП относится к объединению лучше, чем кажется на первый взгляд. Если бы не конфликт с Россией, большинство сказали бы: «Автокефалия? Почему бы нет?»
Своя церковь — это вопрос украинской государственности. Позиция, что Украины нет и надо возрождать СССР, существует, но люди, которые ее придерживаются, в меньшинстве. Против Украины и за Россию — всего 15%. Если их не заставлять занимать антироссийскую позицию, они постепенно примут реалии Украины как государства.