Лидеры протеста автовладельцев на «еврономерах» рассчитывают на вето президента и планируют новую акцию — блиц главы «Авто Евро Силы» theБабелю

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:
Лидеры протеста автовладельцев на «еврономерах» рассчитывают на вето президента и планируют новую акцию — блиц главы «Авто Евро Силы» theБабелю

Sergii Kharchenko / NurPhoto via Getty Images

Владельцы автомобилей с еврономерами протестовали под Верховной Радой в начале месяца, а 20—21 ноября провели акцию протеста под стенами парламента и заблокировали дороги в 46 городах Украины. Они выступают против нового способа расчета стоимости акциза при растаможке, который учитывает возраст автомобиля. Соответствующие поправки к законодательству недавно приняла Верховная Рада — протестующие надеются, что президент ветирует закон или отправит его на доработку. theБабель расспросил одного из лидеров протеста — главу ОО «Авто Евро Сила» Олега Ярошевича — о том, как проходила акция, почему она закончилась и чего еще хотят участники протеста. Публикуем его ответ в полной версии и коротком пересказе.

Короткий пересказ theБабеля

Президенту стоит ветировать закон или вернуть его в Раду, потому что скоро выборы, а в протесте участвуют два миллиона человек. Будет еще одна акция, но какая — мы пока не скажем, потому что сами не решили. По поводу перекрытия трасс. Во-первых, мы не перекрывали, а ограничивали проезд. Во-вторых, мы всех предупредили. В третьих, что еще нам было делать? Главу МВД Арсена Авакова мы не боимся, он сам навредил своей репутации: у нас была мирная демонстрация, а он приказал ее разогнать. Ни в одной стране мира нет такого понятия, как «старый» или «неэкологичный» автомобиль.

Полная версия

Вчера мы закончили акцию, сейчас ждем, когда когда закон [№8487, который поменял налог на ввоз легковых автомобилей] рассмотрит президент. Мы обращаемся к президенту с открытым письмом, чтобы он либо ветировал этот закон, либо вернул его в Раду.

Думаю, что Петр Алексеевич нас услышит. Потому что эти люди ходят голосовать. Это больше двух миллионов избирателей, и их семьи — они точно не проголосуют за него в случае подписания этого закона. Будучи на его месте, я бы подумал о том, что через несколько месяцев будут президентские выборы. И люди требуют для всей Украины новых правил на авторынке. Я думаю, ему следует прислушаться к нам и принять, скажем так, правильное решение.

Мы в любом случае планируем новую акцию, но пока ее формат не определен на сто процентов. Мы еще ведем переговоры, как будет проходить акция — еще посмотрим.

Олег Ярошевич во время протестов под Верховной Радой.

Гонтарь Владимир / УНИАН

Заявление министра [внутренних дел Арсена Авакова о разблокировании трасс от митингующих] нам, в принципе, не помешало. Это больше навредило его репутации, потому что в день памяти Евромайдана он заявил, что будет силовыми методами разгонять мирную демонстрацию. У нас точно нет варианта бояться, потому что мы и так уже использовали практически все адекватные методы в рамках действующего законодательства. И теперь люди жаждут уже каких-то более радикальных действий.

Насчет блокировки трасс. Во-первых, мы предупреждали всех о своей акции. Во-вторых, это были не перекрытия, а ограничения проездов. И это не запрещено законом. Понятно, что определенные сложности для проезда мы создавали. Но другого метода на сегодняшний день мы, честно говоря, не смогли придумать и не понимаем, как бы это все по-другому могло быть.

По поводу критики насчет ввоза в страну авто на еврономерах. Ни в одной стране мира нет такого понятия, как «старый» или «неэкологичный» автомобиль. В некоторых странах и городах предпринимают меры и улучшения, которые касаются, например, электромобилей. Вот, с нового года нельзя будет заехать в центр Берлина на авто, кроме Евро-5 [экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, в Украине стандарт Евро-5 введен с 2016 года]. Эти моменты сегодня можно обсуждать. Но это максимально развитые страны, а у нас нет либерального закона об авторынке, его не было еще с начала независимой Украины. И сегодня мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что надо каким-то образом менять эти правила.