Калифорния, долина Кармел. Вокруг кипарисовые леса, горы и дорогие ранчо. Своим спокойствием место притягивает всех — от художников до пенсионеров. Но здесь не всегда было спокойно. На волне финансового кризиса 2008 года художники и галеристы оказались в трудной ситуации — коллекционеры перестали покупать произведения искусства. Тогда владелец скульптурной мастерской Ларри Фишер, долгие годы собиравший свою коллекцию, решил продать ее на аукционе. Перед этим он позвал к себе друга, арт-дилера Рэнди Хантера, чтобы тот выбрал для себя что-нибудь из его коллекции.
Хантеру понравилась одна скульптура. Ее автором оказался Александр Вейгерс. В помещении было еще около тридцати скульптур авторства Вейгерса, и в тот день арт-дилер Рэнди Хантер купил их все.
Вейгерс мог бы прославиться как изобретатель летающей тарелки — дископтера, но при жизни о нем почти никто не знал. Сначала арт-дилер Рэнди Хантер начал скупать работы Вейгерса, чтобы заработать. Он решил, что сможет привлечь интерес к забытому изобретателю (Вейгерс умер в 1989 году), и коллекционеры начнут охотиться за его работами. Но чем больше Хантер узнавал о Вейгерсе, тем больше он им увлекался. Рэнди Хантер задался целью сделать национальным достоянием изобретателя, о котором почти никто не знал.
Александр Вейгерс родился на индонезийском острове Ява в 1901 году. Он был выходцем из голландской семьи, владевшей плантациями в Индонезии (в то время страна была голландской колонией). Семья Вейгерсов была зажиточной, но мальчик все равно помогал взрослым в местной кузне. Потом он выучился на корабельного инженера. В 1926 году Вейгерс переехал в США. Тогда же он начал работать над чертежами дископтера, но не запатентовал изобретение. Два года спустя во время родов умерли его жена и ребенок, из-за чего инженер впал в глубокую депрессию и перестал работать над изобретением.
Вейгерс бросает проект дископтера и уходит в скульптуру. Его работы даже попадают в несколько музеев. К началу Второй мировой войны Вейгерсу сорок, он идет в разведывательное подразделение армии США, где переводит сообщения с малайского, голландского, итальянского и немецкого языков. После демобилизации Вейгерс вернулся к работе над дископтером. Война еще идет, и ему кажется, что изобретение спасет солдат США и его семью, которая осталась в Голландской Ост-Индии (в годы Второй мировой была оккупирована японскими войсками). По его задумке, дископтер мог бы незаметно пролетать между вражескими позициями и имел бы ощутимое преимущество над летательными аппаратами того времени.
Во время работы в «Нортроп Корпорейшн» (авиастроительная компания) Вейгерсу показалось, что его изобретение хотят украсть. Тогда он решил переехать в долину Кармел в Калифорнии. Армейский приятель завещал Вейгерсу несколько акров земли. На свалке он находит старые ванны и оконные рамы и строит из них дом с геодезическим куполом, похожим на гриб. Благодаря специальной форме здания казалось, что этот дом вырос в лесу на ровном месте. Он также построил кузницу и художественную мастерскую. Соседи Вейгерса вспоминали, что его жилище больше напоминало свалку, но на деле инженер находил применение любому предмету.
В 1945 Вейгерс в очередной раз возвращается к дископтеру. Он получает патент, который хотел отдать военным, чтобы начать выпуск летательного аппарата в военных целях. Вейгерс пишет всем: военным, авиастроителям и даже автопроизводителям. Но особого интереса к инновационному изобретению Вейгерса никто не проявляет.
В конце 40-х в американской прессе начинает расти интерес к летающим тарелкам. Очевидцы говорят, что замечают их все чаще. Идеи Вейгерса и возникший после войны интерес американцев к летающим тарелкам приводят к тому, что в 50-е инженеры НАСА начинают строить дискообразный летательный аппарат с вертикальным взлетом. Тогда Вейгерс понимает, что его проект украли. Местная пресса соглашалась, что изобретение Вейгерса, запатентованное в 1945 году, могло послужить прототипом летательных средств, над которыми работали вооруженные силы США. Вейгерс пытался восстановить справедливость: писал в ВМС США и американские газеты с просьбой упоминать его как изобретателя дискообразного летательного аппарата.
Вейгерс понимал, что без источника питания дископтер не взлетел бы. Но считал, что если бы его разработкой в свое время заинтересовались и выделили бы несколько миллионов долларов, летающая тарелка Вейгерса стала бы реальностью. С годами инженер утратил интерес к затее, а в разговорах с репортерами говорил, что придумав дископтер, достиг предела. Ему казалось, что изобретение должны были подхватить, но этого не случилось.
В середине 70-х годов Вейгерс издал пару книг, и о нем снова вспомнили. В его доме стали появляться люди со всего мира, им он казался изобретателем из другой эпохи. На своих занятиях Вейгерс рассказывал, как искать материалы, делать из них инструменты и скульптуры. В 1984 году Вейгерс частично ослеп (у него нашли макулодистрофию), он уже не мог фокусировать зрение на предметах, а ученики перестали к нему приезжать. Это подкосило Вейгерса, через пять лет он умер.
Вейгерс хотел, чтобы после смерти его дом стал резиденцией для художников и скульпторов. Но его вдова не могла одна следить за имуществом инженера. В итоге она разделила территорию на участки и продала их за 400 тысяч долларов. Экспериментальный дом Вейгерса снесли.
В 2016 году арт-дилер Рэнди Хантер узнал, что часть имущества Вейгерса нашли и выставили на продажу. Он заплатил 1,6 миллионов долларов за участок земли, на котором нашли остатки мастерских и дома Вейгерса.
Хантер стал одержим жизнью Вейгерса и приобретал любые свидетельства его жизни: рисунки, чертежи, поделки и любые предметы, которые окружали инженера. Хантер хотел сделать Вейгерса знаменитым. И хотя он был хорошим дилером, немногие готовы были вникать в непростую жизнь изобретателя, опередившего свое время, и покупать его работы.
Рэнди Хантер коллекционировал вещи и работы инженера почти десять лет и решил построить музей на месте, где когда-то жил сам Вейгерс. Арт-дилер Рэнди Хантер считал, что туристы и жители Кремниевой долины не пройдут мимо такого музея. Он даже придумал передвижную выставку с работами Вейгерса — хотел возить их на научные и художественные ярмарки.
Одержимость Вейгерсом обошлась Рэнди Хантеру в 2,8 миллионов долларов. В 2018 году он умер от рака, теперь «дело Вейгерса» хочет продолжить гражданская жена Хантера Кэти.