Киевский склад — крупнейший из всех филиалов госпредприятия. Здесь воочию убеждаешься, что конфисковать могут все что угодно: от стиральной машины, телевизора или холодильника до горшков, кастрюль, ковров, обоев и плетеных корзин.
Выше, на нескольких ярусах полок, находится таможенный конфискат. Он продается хуже и может долго пролежать на складе.
«У нас есть такие активы, которые хранятся по несколько лет. Это, например, таможенный конфискат. Потому что его уценка не может быть меньше, чем начисленные таможенные платежи. А они очень часто бывают довольно большие», — объясняет Вишнев.
Учитывая такой ассортимент, участвовать в аукционах может любой желающий, независимо от достатка. Зарегистрироваться на сайте можно в несколько кликов. А для участия в торгах за тот или иной лот необходимо подать заявку и заплатить гарантийный взнос в размере 5% от стартовой цены. Если вы не стали победителем, то вам его вернут.
По словам Вишнева, сейчас в системе зарегистрировано более 55 тысяч участников торгов, из них около 70% — это физические лица. «Наибольшее количество покупателей — из Киева. Но торги успешно проходят во всех регионах. И иногда мы удивляемся, когда, например, за недвижимость даже в отдаленных районах происходят активные торги», — добавляет он.
Директор «СЕТАМ» советует обязательно осмотреть понравившийся лот перед тем, как побороться за него на аукционе. «Арестованное имущество — это в большинстве случаев вещи, которые обычно были в употреблении, кому-то принадлежали. Поэтому, конечно, надо ехать на наши площадки или склады и смотреть, а уже потом принимать решение — участвовать ли в торгах».
Изюминкой киевского склада является британский спортивный родстер Морган Аэро 8, конфискованный за банковские долги. По информации СМИ, это авто принадлежало экс-депутату Партии регионов Давиду Жвании.
Его стартовая цена во время первых торгов в июле этого года составляла 3,1 миллиона гривен, в сентябре цену снизили до 1,5 миллиона гривен. Но желающих купить это винтажное авто так и не нашлось.
В октябре «СЕТАМ» продал самый дорогой лот в своей истории — комплекс зданий Кузьминецкого кирпичного завода — за 170 миллионов гривен. Но такие сделки, по словам Вишнева, являются крайне редкими для украинского рынка.
Лучше всего из арестованного имущества продаются машины, недвижимость и электроника. Первой по объемам стоимости является недвижимость, потому что ее начальная цена выше. А вот самые популярные лоты на «СЕТАМ» — это машины, количество заявок на них иногда достигает сотни.
И действительно, здесь есть из чего выбирать. За складом располагается автоплощадка, где можно найти машину на любой вкус и кошелек: от разбитого Ланоса до люксового Мерседеса. Причем цена большинства из них значительно ниже рыночной.
Арестовывают машины за неуплату налогов, банковских кредитов или задолженности по алиментам. Так на этой площадке оказались и были впоследствии проданы несколько арестованных автомобилей телеведущего Антина Мухарского, который из-за проблем с неуплатой алиментов в этом году выехал из Украины. Попадают сюда и арестованные элитные авто бывших чиновников времен Януковича.
Есть здесь и автомобили, конфискованные таможней. Но продать их, как и конфискат с верхних полок склада, крайне трудно — из-за крупных таможенных платежей. «Особенно это касается старых автомобилей, — поясняет директор «СЕТАМ». — Например, Мерседесы 90-х годов — у них огромный объем двигателя и, по нормативам таможни, у них космические таможенные платежи. Были у нас случаи, когда на торгах уже после последней уценки Мерседесы 1993—1994 годов стоили по полмиллиона гривен. Это нонсенс, по такой цене они вообще никому не интересны».
Однако бывают случаи, когда в процессе торгов цена возрастает настолько, что превышает стартовую в десятки раз. Как правило, это происходит уже после уценки во время вторых или третьих торгов. «Механизм аукциона как раз и позволяет выйти на рыночную стоимость, даже если начальная оценка низкая. Это уже как азарт, здесь уже больше психология, чем экономика», — говорит Вишнев.
Среди автомобилей на площадке встречается настоящие «музейные экспонаты», которые нередко выставляются на продажу для погашения долга по заработной плате на предприятиях.
«Иногда они уже в очень плохом состоянии, больше похожи на металлолом. Но бывали и случаи, вот по Полтаве, когда предприятие продавало и красивые авто, например Лексусы, на которых ездило руководство. Их задержали на посту полиции, а затем передали на «СЕТАМ» и погасили задолженность», — вспоминает Вишнев.
Каждый из арестованных активов, выставленных на продажу, проходит три раунда торгов с уценкой. Если имущество, которое изымается государством, не продается в течение этих трех раундов, тогда собирается специальная комиссия, которая решает, что с ним дальше делать.
«Как правило, это касается транспортных средств: их можно разукомплектовать и продавать по запчастям, утилизировать или отправить на безвозмездную передачу. Случаев утилизации за последний год даже не вспомню, никто за это не берется, потому что это определенные риски для участников данной комиссии. В основном, отдают на безвозмездную передачу», — говорит директор «СЕТАМ». По такой схеме, например, в ноябре прошлого года Кировоградская летная академия получила самолет ЯК-40, который был конфискован за нарушение таможенных правил.
«Мы работаем над увеличением доверия. Надо понимать, что арестованное имущество люди так просто не хотят отдавать, поэтому часто распространяются слухи, что что-то сделано несправедливо или мы что-то делаем не так», — подытоживает Вишнев. Еще одним из препятствий в работе «СЕТАМ» он называет медленный процесс законодательных изменений, которые «очень часто не успевают за прогрессом», поскольку большинство, в первую очередь технических, норм написано почти двадцать лет назад. «Мы работаем над тем, чтобы все, что можно покупать на электронных торгах, можно было купить по адекватным и единым для всех правилам игры».