«Дом, который построил Джек»
Новый фильм Ларса фон Триера — это всегда событие. За два месяца до официального проката его «Дом» можно посмотреть на фестивале «Неделя кинокритики». Главный герой — серийный убийца в исполнении «Аптечного ковбоя» Мэтта Диллона. Никудышный архитектор в обычной жизни, в ипостаси маньяка он воображает себя художником в искусстве убивать, о чем беседует то ли с дьяволом, то ли с собственной совестью в исполнении Бруно Ганса («Небо над Берлином»).
Анализировать фильмы Триера — занятие сколь увлекательное, столь же бесполезное: мало кто умеет дурачить зрителей так, как датский режиссер. Согласно одной из трактовок, в герое «Дома, который построил Джек» режиссер вывел самого себя — художника, который умудряется снимать шедевры, колеблясь между китчем и лютым формализмом. Новая работа особенно интересна тем, что Триер снова играется в жанр. Его предыдущие жанровые опыты — постапокалиптический нуар «Эпидемия» и корпоративная комедия «Самый главный босс» — стали заметными лентами в фильмографии режиссера. Новый фильм, препарирующий жанр триллера, не исключение.
«Дикая жизнь»
В американской глубинке образца 1960 года нет никаких следов рок-н-ролла — тихая провинция, потерявшаяся во времени на добрых пару десятков лет. Люди, живущие посреди заснеженных гор, не могут оправиться от Великой депрессии.
Эта тонкая психологическая драма без малейших признаков сентиментальности, вдохновленная полотнами художника Эдварда Хоппера, стала сенсацией фестиваля «Санденс». «Дикая жизнь» — история взросления 15-летнего подростка, наблюдающего крах брака своих родителей. Их сыграли Джейк Джилленхол («Стрингер») и Кэри Маллиган («Драйв») — это лучшие роли обоих за последние несколько лет.
Трудно поверить, что для актера Пола Дано («Нефть») это первый режиссерский опыт — настолько зрелым и цельным кажется фильм. Между тем так и есть: Дано много лет мечтал экранизировать одну из своих любимых книг — роман Пулитцеровского лауреата Ричарда Форда. Несколько лет ушло только на то, чтобы отполировать сценарий, написанный совместно с Зои Казан, внучкой американского классика Элиа Казана. А еще говорят, что на детях гениев природа отдыхает.
«Мэнди»
Где-то глубоко в канадских лесах обитает лесоруб (Николас Кейдж) вместе со своей женой-хиппи (Андреа Райсборо из «Смерти Сталина»). Однажды в их дом постучатся последователи некоего деструктивного культа, в котором отдаленно угадывается «Семья» Чарли Мэнсона. Дальше, в общем-то, можно не продолжать.
Режиссер фильма Панос Косматос — сын того самого Джорджа Косматоса, который снял два культовых боевика эпохи видеосалонов: «Рэмбо 2» и «Кобру». «Мэнди» — второй фильм Косматоса-младшего. Здесь и масса узнаваемых цитат, и доведение жанра до той грани, за которой начинается абсурд, и новый сладостный стиль, который надолго может стать образцом для подражания: обилие светофильтров, гипнотическая атмосфера, размывание границы между реальностью и наркотическим бредом. Поджанр «слэшер», в котором снят фильм, не самый приятный на свете: кровь здесь хлещет рекой в самом прямом смысле. Но по силе и дерзости такого кино не снимали очень давно — ощущение, словно прикоснулся к живой истории кинематографа.
«Приятель покойника»
Девяностые годы, Киев. Культурный молодой человек в исполнении Александра Лазарева-младшего не может найти себя в новой реальности и предпочитает смерть нищете. Самому сводить счеты с жизнью страшновато, но на помощь придет представитель новой профессии — киллер. Правда, когда главный герой, напоследок сняв девочку и покутив как следует, понимает, что жизнь не так уж и плоха, за ним приходит профессионал.
«Приятель покойника» Вячеслава Криштофовича — один из лучших фильмов за последние двадцать с лишним лет. В 1997 году он стал фестивальным хитом, вместе с «Братом» Алексея Балабанова, потом шел на нескольких телеканалах, но посмотрели его немногие. Между тем этот вольный римейк фильма Аки Каурисмяки «Я нанял убийцу» — не только памятник Киеву, которого больше нет, но и криминальная мелодрама высочайшего класса, каких теперь не делают.
«Экстаз»
Давно уже в кинотеатрах не показывали столько фильмов ужасов одновременно: и совершенно необязательный римейк «Хэллоуина», и «Мэнди», и триллер фон Триера. «Экстаз» — танцевальный фильм ужасов, именно так его позиционирует режиссер Гаспар Ноэ («Необратимость»). Рассказанная в фильме история проста: после прослушивания танцевальная труппа устраивает вечеринку в каком-то богом забытом клубе. Кто-то подмешивает в напитки наркотики, все идет совсем не так, как предполагалось, а в финале и без того невеселая пати превращается в ад.
Гений визионерского кино, Ноэ — мастер создавать зрелища, которым не требуются вообще никакие комментарии. Так, один из его лучших фильмов, который вошел в сборник короткометражек «Семь дней в Гаване», представлял собой реконструкцию ритуала вуду. «Экстаз» — самый виртуозный фильм Ноэ, где стремление режиссера к радикальным экспериментам достигает высшей точки. И да, самое забавное — фильм основан на реальных событиях.