На выходных: триллер от фон Триера, танцевальный фильм ужасов и возвращение одной из лучших украинских картин 90-х. Рецензии на главные премьеры недели

Автор:
Алексей Росовецкий
Дата:

«Дом, который построил Джек»

Новый фильм Ларса фон Триера — это всегда событие. За два месяца до официального проката его «Дом» можно посмотреть на фестивале «Неделя кинокритики». Главный герой — серийный убийца в исполнении «Аптечного ковбоя» Мэтта Диллона. Никудышный архитектор в обычной жизни, в ипостаси маньяка он воображает себя художником в искусстве убивать, о чем беседует то ли с дьяволом, то ли с собственной совестью в исполнении Бруно Ганса («Небо над Берлином»).

«Дом, который построил Джек» / 2018 / 2 часа 35 минут / рейтинг Rotten Tomatoes: 29.

Анализировать фильмы Триера — занятие сколь увлекательное, столь же бесполезное: мало кто умеет дурачить зрителей так, как датский режиссер. Согласно одной из трактовок, в герое «Дома, который построил Джек» режиссер вывел самого себя — художника, который умудряется снимать шедевры, колеблясь между китчем и лютым формализмом. Новая работа особенно интересна тем, что Триер снова играется в жанр. Его предыдущие жанровые опыты — постапокалиптический нуар «Эпидемия» и корпоративная комедия «Самый главный босс» — стали заметными лентами в фильмографии режиссера. Новый фильм, препарирующий жанр триллера, не исключение.

«Дикая жизнь»

В американской глубинке образца 1960 года нет никаких следов рок-н-ролла — тихая провинция, потерявшаяся во времени на добрых пару десятков лет. Люди, живущие посреди заснеженных гор, не могут оправиться от Великой депрессии.

«Дикая жизнь» / 2018 / 1 час 44 минуты / рейтинг Rotten Tomatoes: 92.

Эта тонкая психологическая драма без малейших признаков сентиментальности, вдохновленная полотнами художника Эдварда Хоппера, стала сенсацией фестиваля «Санденс». «Дикая жизнь» — история взросления 15-летнего подростка, наблюдающего крах брака своих родителей. Их сыграли Джейк Джилленхол («Стрингер») и Кэри Маллиган («Драйв») — это лучшие роли обоих за последние несколько лет.

Трудно поверить, что для актера Пола Дано («Нефть») это первый режиссерский опыт — настолько зрелым и цельным кажется фильм. Между тем так и есть: Дано много лет мечтал экранизировать одну из своих любимых книг — роман Пулитцеровского лауреата Ричарда Форда. Несколько лет ушло только на то, чтобы отполировать сценарий, написанный совместно с Зои Казан, внучкой американского классика Элиа Казана. А еще говорят, что на детях гениев природа отдыхает.

«Мэнди»

Где-то глубоко в канадских лесах обитает лесоруб (Николас Кейдж) вместе со своей женой-хиппи (Андреа Райсборо из «Смерти Сталина»). Однажды в их дом постучатся последователи некоего деструктивного культа, в котором отдаленно угадывается «Семья» Чарли Мэнсона. Дальше, в общем-то, можно не продолжать.

«Мэнди» / 2018 / 2 часа 1 минута / рейтинг Rotten Tomatoes: 95.

Режиссер фильма Панос Косматос — сын того самого Джорджа Косматоса, который снял два культовых боевика эпохи видеосалонов: «Рэмбо 2» и «Кобру». «Мэнди» — второй фильм Косматоса-младшего. Здесь и масса узнаваемых цитат, и доведение жанра до той грани, за которой начинается абсурд, и новый сладостный стиль, который надолго может стать образцом для подражания: обилие светофильтров, гипнотическая атмосфера, размывание границы между реальностью и наркотическим бредом. Поджанр «слэшер», в котором снят фильм, не самый приятный на свете: кровь здесь хлещет рекой в самом прямом смысле. Но по силе и дерзости такого кино не снимали очень давно — ощущение, словно прикоснулся к живой истории кинематографа.

«Приятель покойника»

Девяностые годы, Киев. Культурный молодой человек в исполнении Александра Лазарева-младшего не может найти себя в новой реальности и предпочитает смерть нищете. Самому сводить счеты с жизнью страшновато, но на помощь придет представитель новой профессии — киллер. Правда, когда главный герой, напоследок сняв девочку и покутив как следует, понимает, что жизнь не так уж и плоха, за ним приходит профессионал.

«Приятель покойника» / 1997 / 1 час 40 минут

Киностудия имени Александра Довженко

«Приятель покойника» Вячеслава Криштофовича — один из лучших фильмов за последние двадцать с лишним лет. В 1997 году он стал фестивальным хитом, вместе с «Братом» Алексея Балабанова, потом шел на нескольких телеканалах, но посмотрели его немногие. Между тем этот вольный римейк фильма Аки Каурисмяки «Я нанял убийцу» — не только памятник Киеву, которого больше нет, но и криминальная мелодрама высочайшего класса, каких теперь не делают.

«Экстаз»

Давно уже в кинотеатрах не показывали столько фильмов ужасов одновременно: и совершенно необязательный римейк «Хэллоуина», и «Мэнди», и триллер фон Триера. «Экстаз» — танцевальный фильм ужасов, именно так его позиционирует режиссер Гаспар Ноэ («Необратимость»). Рассказанная в фильме история проста: после прослушивания танцевальная труппа устраивает вечеринку в каком-то богом забытом клубе. Кто-то подмешивает в напитки наркотики, все идет совсем не так, как предполагалось, а в финале и без того невеселая пати превращается в ад.

«Экстаз» / 2018 / 1 час 35 минут / рейтинг Rotten Tomatoes: 83.

Гений визионерского кино, Ноэ — мастер создавать зрелища, которым не требуются вообще никакие комментарии. Так, один из его лучших фильмов, который вошел в сборник короткометражек «Семь дней в Гаване», представлял собой реконструкцию ритуала вуду. «Экстаз» — самый виртуозный фильм Ноэ, где стремление режиссера к радикальным экспериментам достигает высшей точки. И да, самое забавное — фильм основан на реальных событиях.