Александр Белобоков попал в сборную Украины после национального отбора в июне этого года. 11 октября ветеран батальона «Днепр-1» Егор Терехов у себя в Facebook обнародовал открытое письмо, адресованное всем участникам «Игр непокоренных», где заявил, что «никакого отношения к ветеранам, а тем более к раненым ветеранам этот участник [Александр Белобоков] не имеет».
Он привел перечень документов, необходимых, чтобы подтвердить участие в боевых действиях, и утверждал, что «у Белобокова нет удостоверения УБД/инвалида войны, а также ни одного из перечисленных документов он не предоставил».
20 октября украинский оргкомитет «Игр непокоренных» ответил, что «Александр Белобоков ... получил ранения обеих рук, выполняя боевые задачи в секторе «М». Это подтверждают ... документы Украинской добровольческой армии [УДА] за подписью начальника 8-го отдельного батальона УДА [Андрея Гергерта] и начальника штаба УДА [Сергея Ильницкого]». В письме оргкомитету начальник штаба УДА Сергей Ильницкий пишет, что «обстоятельства участия в боевых действиях и получения ранения ... базируются на свидетельстве добровольцев... и выписке из истории болезни».
Военное формирование «Украинская добровольческая армия» было создано в декабре 2015 года на базе подразделений ДУК «Правый сектор», которые воевали в Донбассе летом 2014 года. Командиром 8-го отдельного батальона УДА «Аратта» является Андрей Гергерт («Червень»). По его словам, он знаком с Белобоковым, вместе с ним не воевал, но знает тех, кто воевал.
«Белобоков в 2014 году был под кураторством Главного управления разведки, — рассказал Гергерт в комментарии theБабелю. — И в 2014 году он не мог быть в другом подразделении, потому что таких подразделений еще не было. ... У нас есть общие знакомые, и они с ним воевали. Справку о том, что он воевал в 8-м батальоне мы не давали. У нас не было на то время названия, то есть даже подразделения не было». Сергей Ильницкий, который является капитаном украинской сборной, в письменном комментарии theБабелю уточнил, что «все показания, в том числе объяснения свидетелей ранения Белобокова, находятся в оргкомитете».
Источники theБабеля в разведке объясняют, что «был под кураторством» означает, что он мог быть гражданским информатором. Сам Александр Белобоков в интервью рассказывает, что «в 2014 году получил минно-осколочное ранение, в добровольческом полку был, больше нечего сказать». В другом интервью он уточняет, что потерял кисть левой руки: «Я ее в этой руке нес. Левую руку в правой руке».
По словам тренера Александра Лашина, он был знаком с пауэрлифтером Белобоковым еще до начала войны, когда «тот подавал надежды войти в сборную Украины». Но в мае 2014 года Белобоков получил травму обеих рук. Он рассказал Лашину, что поехал кататься на лодке со своими друзьями. Лодка сел на мель, Белобоков стал ее выталкивать, и ему винтом перерубило оба предплечья. 25 мая 2014 года Белобокова доставили в Городскую больницу N9 в Мариуполе, где его оперировали шесть часов.
Описание событий подтверждает theБабелю главный тренер молодежной сборной Украины по тяжелой атлетике Артем Удачин. Удачин рассказывает, что Белобоков не раз пересказывал ему историю о том, как получил травму: «Катался на моторке или катамаране, руки попали под винт».
Как рассказывает Лашин, Белобоков прошел курс лечения и реабилитации. Он встречался с Лашиным и говорил, что хочет попасть в параолимпийскую сборную. «Он перешел из пауэрлифтинга к толканию ядра». А в 2016 году Лашин встретил Белобокова уже на тренировочной базе для ветеранов войны.
Лашин встретился с врачом Александром Савичем, который оперировал Белобокова. Врач рассказал, что Белобокова привезли в отделение больницы в плавках; в ране были водоросли, бензин и машинное масло. По словам Лашина он видел выписку из истории болезни, где в графе «анамнез травмы» описан случай с катером.
Копию выписки из истории болезни видел и корреспондент theБабеля Евгений Спирин — ему ее показал Александр Лашин, — а Егор Терехов подтвердил ее содержание. «Со слов больного травма в быту. Обе кисти травмированы мотором [слово «мотором» зачеркнуто, есть приписка от руки — «винтами катера»]». Обнародовать выписку возможно только с разрешения самого Александра Белобокова. (На момент публикации theБабелю не удалось связаться с Александром Савичем, который оперировал Белобокова.)
Волонтер ГО «Новый Мариуполь» Мария Подыбайло, которая сейчас работает начальником отдела Кальмиусско-Никольского ОРВК в Мариуполе, опровергает историю про катер.
«Обмана никакого нет, — говорит она в комментарии theБабелю. — Саша [Белобоков] получил 25 мая минно-взрывное ранение. Мне сообщил его командир, что у него были осколочные ранения на ногах и якобы на животе. ... Легенду про лопасти вбросили мы. Мы ее придумывали вместе с волонтерами и его командиром. Врач знает правду, ранения лопастями — это по-другому выглядит. Легенда [была] нужна, потому что 25 мая [2014 года] город Мариуполь [был] еще оккупирован ... Боевики ездили по госпиталям и похищали военных ... Поэтому травма была записана как бытовая».
Мария Подыбайло отказалась назвать theБабелю имя командира или название подразделения, на которых она ссылается. Она также не смогла пояснить, в какой момент возникла «легенда», которая записана в выписке из истории болезни от 25 мая — в тот самый день, когда Белобоков получил ранения.
На момент публикации theБабель не смог связаться с Александром Белобоковым. В предпоследний день «Игр непокоренных» он завоевал «серебро» в толкании ядра.