Профессор университета Лойола-Меримаунт в Лос-Анджелесе, бывший председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ Московского патриархата, архимандрит Кирилл Говорун считает, что решение Синода РПЦ не свидетельствует о глобальном расколе в православии. «Для раскола необходимо согласие обеих его сторон, что они больше не имеют общения друг с другом. Константинополь, кажется, не собирается разрывать отношения с Москвой».
Архимандрит приводит еще один аргумент: все остальные Поместные церкви не заняли позицию ни одной из сторон, поэтому «глобальное Православие будет сохранять отношения и с Москвой, и с Константинополем». Сейчас это скорее локальный конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом, подобные случаи в истории христианской церкви случались и раньше.
«Для раскола нужно больше, чем разрыв евхаристических отношений [возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками]. Вывод таков: это не раскол, а трещина, да и то скорее воображаемая одной Церковью, потому что большинство Церквей просто не будут ее замечать».
Представитель Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Зоря предполагает, что разрыв отношений с Константинополем, по замыслу РПЦ , должен был привести к тому, что и другие Поместные церкви не признавали бы решений Вселенского Патриархата в отношении Украины. По его словам, в течение 2018 года, когда продолжались переговоры с другими Поместными церквями о предоставлении автокефалии, оказалось, что «максимум, на который может рассчитывать Московская патриархия, — это заявления о «глубокой озабоченности». И даже после частичного прекращения отношений между Москвой и Константинополем 14 сентября «ни одна Поместная Церковь не решила последовать примеру РПЦ и разорвать отношения с Константинополем».
«Так же, как расчет Московского патриарха, что 31 августа [встреча патриархов Кирилла и Варфоломея накануне Собора Константинопольского патриархата] он сможет «договориться» относительно Украины, был провальным — так провальна и выбранная Синодом РПЦ стратегия самоотлучения», — заключает Евстратий Зоря.
Митрополит УПЦ МП Александр Драбинко уверен, что решение Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской церкви является шагом для преодоления раскола в православии. А конфликт между Константинополем и Москвой «рано или поздно будет исчерпан».
«У РПЦ в свое время была возможность для преодоления раскола, но она ею не воспользовалась. Это сделал Константинополь. Нравится это кому-то или нет, но такой шаг даст конкретные результаты».
Протодиакон Русской православной церкви, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрей Кураев тоже считает, что конфликт происходит исключительно на уровне патриархов Москвы и Константинополя, а не на уровне глав всех Поместных церквей и, тем более, не на уровне простых верующих.
«Другие Поместные церкви могут осудить действие Фанара. Могут сказать слова поддержки Москве. Могут призвать к миру и к диалогу, даже ко Всеправославному собору. Но никто из них не прервет литургическое общение с Константинопольским патриархатом. Ни одна из Поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет он.
Кураев уверен, что «изоляция будет односторонней, Константинополь не запретит нашим мирянам и священникам участвовать в их службах».