В августе 2018 года выпускник одесского лицея публично обвинил своего учителя в том, что тот домогался его 15 лет назад. theБабель рассказывает его историю

Автор:
Тома Балаева
Дата:
В августе 2018 года выпускник одесского лицея публично обвинил своего учителя в том, что тот домогался его 15 лет назад. theБабель рассказывает его историю

Дарья Светлова / Артем Марков / «Бабель»

24 августа 2018 года выпускник Ришельевского лицея в Одессе, победитель олимпиад Роман Чепляка опубликовал пост, где написал, что с 8 по 11-й класс был жертвой сексуальных домогательств своего школьного учителя Игоря Мительмана. Он описал один из эпизодов и добавил, что его победы на Всеукраинских и Международных олимпиадах по математике — фальшивые, поскольку задания ему «сливал» учитель. Игорь Мительман назвал его рассказ «странными эротическими фантазиями». Корреспондент theБабеля Тома Балаева поговорила с учителем и его бывшим учеником, их друзьями и знакомыми и описала, что происходило в Ришельевском лицее во второй половине нулевых годов.

1

«Это история о том, как мой школьный учитель Игорь Михайлович Мительман манипулировал мной, домогался меня и сделал меня фальшивым победителем олимпиад», — написал на своей странице в Facebook 30-летний одессит Роман Чепляка. Утром 24 августа он прикрепил к посту ссылку на текст о домогательствах на своем сайте и нажал кнопку «опубликовать».

В 2005 году Роман окончил Ришельевский лицей — лучшую школу Одессы с физико-математическим уклоном. Игорь Мительман не работает в лицее с 2017 года. На официальном сайте лицея сохранилась «видеовизитка», записанная в 2015-м: там есть фотография преподавательского состава — Мительман сидит посередине. В перечне его регалий значится: «Заместитель директора по учебной работе ... заслуженный учитель Украины, доцент/кандидат физико-математических наук».

Преподаватели Ришельевского лицея, Игорь Мительман в первом ряду, пятый справа.

Ришельевский лицей

В тексте на своем сайте Роман Чепляка написал, что поступил в восьмой класс лицея в 2001 году. Математику в его параллели преподавал другой учитель, а Мительман вел математический кружок и предложил Роману заниматься индивидуально.

Роман описывает один случай домогательства, но говорит, что их было много. «Ночью я проснулся от того, что его рука была у меня в трусах. Сам он спал — притворялся, что спал, как я сейчас понимаю. Я попытался аккуратно отодвинуть его руку... Через какое-то время его рука снова «сама по себе» оказалась у меня между ног. Я побоялся снова его разбудить». Свой текст он заканчивает словами: «Игорь Михайлович Мительман — один из самых талантливых учителей, которых я знаю. Он дал мне … сильное математическое образование. За это я ему благодарен». В 2005 году, когда Роман закончил лицей, он получил на Международной олимпиаде по математике золотую медаль, а годом раньше — серебряную.

2

Случай, который описывает Роман Чепляка, произошел в Виннице летом 2003 года, после того как он закончил девятый класс. Чепляка, Игорь Мительман и еще один учитель математики приехали в Винницу заниматься геометрией и поселились в общежитии местного института. По словам Романа, Мительман сразу сдвинул их кровати, но школьник не обратил на это внимания. Когда ночью рука учителя оказалась у него в трусах, Роман подумал, что он не контролирует себя во сне.

«На следующий день мне было стыдно говорить с ним о том, что произошло ночью, но я попытался раздвинуть наши кровати. В ответ он насмешливо сказал что-то вроде: «Не занимайся ерундой», — и сдвинул кровати обратно. Я не смел ему возразить. Следующей ночью все повторилось», — написал Роман.

По словам Романа, учитель стал приглашать его к себе на дачу в село Каролино-Бугаз, в Одесской области. «Там ночью происходило то же самое». Чепляке было 18 лет, когда он отказался ездить на дачу к учителю, и с тех пор они общались только коротко и на рабочие темы.

Во второй части текста Роман рассказал, что Мительман помогал ему на Всеукраинских и Международных олимпиадах по математике. На первых преподаватель был членом жюри, на вторых — координатором. По словам Романа, у Мительмана был доступ к задачам, и иногда он показывал школьнику идеи решения, иногда — «сливал» задания.

Чепляка написал, что в 2017 году, угрожая опубликовать воспоминания о домогательствах, он вынудил Мительмана уволиться из лицея. Но потом узнал, что учитель продолжает взаимодействовать с детьми, и решил обнародовать текст.

3

Сразу после того, как Роман Чепляка опубликовал пост в Facebook, его начали комментировать и шерить. Комментаторы в основном писали слова поддержки, благодарили за смелость и удивлялись тому, что подобное могло происходить в Ришельевском лицее. Некоторые сообщали о случаях домогательств Мительмана к совершеннолетним, другие — что в школе ходили слухи о приставаниях учителя к мальчикам.

29 августа администрация лицея выпустила официальное заявление. «Мы были шокированы сообщением о том, что наш выпускник Роман Чепляка 15 лет назад, в годы своей учебы в лицее, стал жертвой сексуальных домогательств со стороны преподавателя. Немедленное проведение внутренней проверки считаем своей обязанностью».

31 августа Мительман записал 42-минутное видеообращение. Сидя на больничной кровати, он рассказал о своих регалиях, наградах и заслугах. Он сообщил, что не составлял задачи на олимпиадах и не участвовал в отборах. Когда готовил Чепляку, использовал задания, которые давали на олимпиадах в прошлые годы.

Рассказ Чепляки о домогательствах Мительман назвал «странными эротическими фантазиями», которые «существовали только в его голове». По словам учителя, он перестал общаться с Романом Чеплякой в 2007 году из-за «сомнений в его искренности и порядочности» и решил «отказать Чепляке в праве посещения своего дома». После этого Роман якобы писал Мительману, но тот заблокировал его.

Преподаватель рассказал, что в прошлом году Чепляка «пытался навязать по электронной почте чтение какой-то ссылки». Мительман ссылку читать отказался. «Я написал ему, что мое состояние здоровья и домашние обстоятельства сейчас таковы, что я меняю свою профессиональную деятельность, и в силу болезни своей матери не могу работать в режиме завуча учебного заведения, а должен перейти на более гибкий график работника науки и высшей школы», — сказал Мительман.

По словам учителя, он прекратил переписку с Чеплякой, но знал, что тот обращается к разным людям и собирает «сальности» о нем: «Некоторые из этих людей мне звонили..., но я сдержанно отвечал, что иногда люди со временем меняются. Есть такое понятие — деформация психики, деградация личности. Бывает».

Текст Чепляки Мительман назвал «мелочной и убогой местью» и предположил, что он мог быть проплачен и направлен против Ришельевского лицея и поддерживающих его региональных чиновников.

4

Роман рассказал theБабелю, что домогательства учителя шли по нарастающей. Летом 2002 года, после восьмого класса, Игорь Мительман, Роман Чепляка и еще два ученика поехали в Крым, на летние сборы международного математического конкурса «Кенгуру», где Мительман работал координатором. Там они жили в одной комнате. Оставшись с Ромой наедине, Мительман обнял его и повалил на кровать.

— Я пытался дать ему понять, что мне это не нравится, но он только сжимал тиски. Это было странно и неприятно, но я не мог ничего возразить, пойти на прямую конфронтацию, — рассказывает Роман о первом случае странного поведения своего учителя.

Почти за год до этого они начали заниматься математикой индивидуально, дома у Мительмана. Денег за уроки Мительман не брал. Владимир Зубарев, ученик из параллели Романа, вспоминает, что Чепляка впечатлил Мительмана на первом занятии математического кружка. «Мительман дал простую задачу на сообразительность. Рома ответил первым. Мительман его похвалил. Видимо, с тех пор Чепляка и начал ходить на индивидуальные занятия». По словам Романа, учитель поставил его перед фактом: «Приезжай в такое-то время по такому-то адресу». Мительман в своем видеообращении утверждает обратное — это Роман просил его о занятиях, чтобы готовиться к олимпиадам.

— Он был такой, немножко неловкий, — вспоминает Роман. — Мы никогда не пили чай, не разговаривали о мелочах. Он жил с мамой. Мы шли в его комнату, где были стол, шкаф с книгами, кровать и телевизор, садились и решали задачи. Уже потом, когда мы разобщались, он стал более открытым, начал рассказывать о себе и учениках.

Чепляка был единственным учеником из своей параллели, кто близко общался с Мительманом. Он вспоминает ореол супергеройства, который всегда витал над учителем.

— Мы могли разговаривать о нем, не упоминая имени, «он сказал» — с придыханием. Он был абсолютным авторитетом.

Все, что связано с Мительманом, казалось Чепляке необычным и «не из этого мира». Он был одиноким и ни на кого не похожим. Другие учителя разговаривали между с собой и с детьми на переменах, смеялись и шутили. Мительман часто ходил один, смотрел в потолок и никого не замечал. Во время поездок на олимпиады и турниры Роман видел, с каким уважением к его учителю относятся другие, и понимал, что Мительман — один из лучших преподавателей математики в стране.

В девятом классе Мительман повез Романа и еще нескольких учеников на турнир в Харьков. Чепляка жил в одной комнате с ребятами, учитель — в другой. В один из дней Мительман пришел в их номер и сказал: «Ромка, пойдем в душ!»

— Мы стояли голые в душе. Он начал меня обнимать, прижимать к себе. При этом что-то говорил — кажется, о том, что мы поедем на какую-то олимпиаду. Я слушал его и не понимал, как реагировать. Думал: может, это нормально? Может быть, то, что мне некомфортно, — моя проблема?

Дальше был случай в Виннице — о нем Чепляка написал в тексте на своем сайте. Аналогичные ситуации происходили на даче Мительмана, куда он приглашал Романа. Чепляка не помнит точно, сколько раз туда ездил — от пяти до десяти. Днем они с Мительманом ходили на море, загорали и ели арбузы. А ночью — ложились спать на один диван, и учитель засовывал руку Роману в трусы. Рома не пытался анализировать происходящее. Старался не думать о том, что происходит. Ему было стыдно и неприятно.

В десятом классе Мительман настоял, чтобы Роман называл его Игорем и на «ты». Когда он отказывался ездить на дачу, учитель обижался, и Чепляка решил с ним поговорить. Сказал, что ему нравится проводить время вместе, но не нравится то, что происходит ночью. Мительман перевел все в шутку: «Не будь глупым, не говори ерунды». Когда Чепляка в очередной раз отказался ехать в Каролино-Бугаз, Мительман обиделся, и они перестали общаться. С тех пор они несколько раз виделись по работе — Роман вел кружок в Ришельевском лицее, но разговаривали только по делу.

Какое-то время Чепляка не вспоминал об этой истории. Она всплыла два года назад, когда Рома встретился со своим другом Данилом Мысаком. Разговор зашел о Мительмане, и Данил сказал: «Я как-то приехал к нему на дачу, и он меня домогался». Мысаку тогда было 26 лет.

5

Виктору Мельникову 21 год. Он работает в образовательной компании, где готовит учеников к ВНО. Утром 13 сентября он искал книгу по математическим раскраскам. Хорошие работы в этой области написал Мительман. Мельников вбил в гугл «математические раскраски Мительман», и поисковик выдал ему текст Романа. Мельников сразу вспомнил свою историю, которую почти забыл.

В школе Виктор увлекался математикой и хотел участвовать в олимпиадах. В Николаеве, откуда он родом, нет математиков высокого уровня, и научный руководитель Мельникова познакомила его с Мительманом. Они начали переписываться в соцсети «ВКонтакте», и летом перед 11 классом учитель пригласил его позаниматься несколько дней на даче. Это был 2013 год. Виктору тогда исполнилось 16 лет.

В первый день они с Мительманом загорали на пляже и купались, решали задачи, но больше разговаривали. Преподаватель рассказывал о своих учениках, которые стали медалистами Международных олимпиад, о том, как раньше занимался бегом, показывал старые снимки.

— Был странный момент, когда мы купались. Он подошел ко мне и обнял. Но я не придал этому значения, подумал, что это какое-то чудачество, — рассказывает Виктор.

На следующий день они гуляли в Белгород-Днестровском. Вечером пошли в кафе, Мительман заказал им шашлыки и вино. Когда они ложились спать, Мительман снял футболку и сказал Виктору: «Ты тоже снимай, здесь жарко».

— Было нечем укрыться, и я взял полотенце. Он положил на меня руку, прижался. Я сказал, что мне надо выйти. Походил и вернулся. Надеялся, что он уже спит. Но он снял трусы и начал прикасаться ко мне, тереться об меня. Я снова ушел, потом вернулся. Не мог понять, спит он или нет. Он положил руку на мой член. Не знаю, сколько это длилось.

В какой-то момент Виктор встал и ушел на берег. Он просидел там до рассвета, вернулся в дом за вещами (Мительман спал), сел на утренний автобус и уехал домой. Дома Виктор рассказал маме о случившемся. Мама вроде бы звонила Мительману и преподавательнице, которая познакомила ее сына с ним. Продолжения история не имела. Виктор сходил на несколько сессий к психотерапевту и подумал, что благополучно пережил эту историю. Утром 13 сентября он осознал, что это не так, и, прочитав текст Романа, написал ему.

6

После разговора с Мысаком Чепляка понял, что молчать больше не может. Роман связался и с другими выпускниками лицея. Оказалось, что некоторые, уже будучи совершеннолетними, ездили на дачу к Мительману — и он пытался к ним приставать. Еще один человек, которого Митальман, по его словам, домогался в детстве, написал Роману уже после публикации текста. Разговаривать с theБабелем он отказался.

Полгода Чепляка, Мысак и другие выпускники думали, как поступить, и решили поговорить с Мительманом. Тот все отрицал. Роман подумал, что его бывший учитель отреагирует, если увидит конкретный текст, и поймет, что он может быть опубликован. Выпускники выработали три условия, которые решили предъявить Мительману в обмен на свое молчание: уволиться из лицея и не работать в других школах; не ездить на олимпиады; не домогаться.

Одним из тех, кто обсуждал эту историю с Мительманом, был Георгий Шевченко, профессор КНУ им. Шевченко. Они знакомы с 1996 года, когда Шевченко участвовал в отборах на международную олимпиаду, а Мительман был членом жюри. С тех пор и до 2017 года они время от времени общались. Роман Чепляка рассказал Шевченко свою историю, и профессор примкнул к обсуждению, что делать дальше. Он позвонил Мительману по скайпу и, не называя имен, сказал: «Давай обсудим, как быть. Есть пострадавшие люди, они хотят предать огласке свои истории».

Мительман принял условия в мае прошлого года в переписке с Романом. Чепляка написал ему короткое письмо: «Или ты соглашаешься, или я публикую текст». Мительман попросил оставить ему право работать на административных должностях и, по словам Чепляки, косвенно признал факт домогательств: написал, что стал другим человеком и давно не работает с детьми.

Мительман уволился из лицея, но до Романа стали доходить новости о том, что он значится в жюри математического турнира или состоит в оргкомитете олимпиады в Одессе.

— У меня было чувство, что он проверяет границы, и со временем нарушит наши договоренности. Одновременно я начал отовсюду слышать о сексуальном насилии над детьми. В какой-то момент я не выдержал и решил опубликовать текст.

7

По словам директора Ришельевского лицея Валерия Колебошина, администрация школы работает над тем, чтобы такие случаи были невозможны. Он явно переживает за репутацию лицея.

— Мы не полиция, — говорит Валерий Колебошин. — Юридически мы не уполномочены проводить расследование. Мительман сейчас никакого отношения к лицею не имеет. Он работает в институте усовершенствования учителей.

По словам Колебошина, год назад Мительман уволился с формулировкой «уход на пенсию». Директор лицея говорит, что Роман Чепляка очернил весь коллектив школы, а правду ли он написал — неизвестно.

— Слава богу, сейчас все более-менее затихло, и мне удается привести коллектив в рабочее состояние. Малейшее упоминание об этой истории снова все всколыхнет. А что мне делать? У меня учебный процесс. … Вы не представляете, как тяжело они [ученики лицея] переживают эту ситуацию. Здесь и взрослым тяжело разобраться.

8

Игорь Мительман после публикации текста Чепляки записал два видео. Первое — со своей реакцией на текст. Второе состоит из фотографий с Романом на олимпиадах и турнирах, они стоят рядом и улыбаются. Мительман озаглавил это видео: «Как Роман Чепляка боялся Игоря Мительмана. Фотофакты».

Разговаривать с корреспондентом theБабеля Мительман отказался. В переписке сначала попросил список вопросов, потом — показать ему лицензию СМИ. Немного позже он написал, что посоветовался с адвокатами и, поскольку в Украине не существует юридического понятия «онлайн-издание», не будет давать комментарии. При личной встрече он сказал: «Я на больничном. Я болен. Оставьте меня в покое. Все, что я хотел сказать, записал на видео».

9

Никому из своих старых знакомых, с которыми общался theБабель, Мительман не сказал больше, чем в своем видео. Друг детства учителя, бывший преподаватель Ришельевского лицея Константин Кноп общался с ним после публикации текста Чепляки. «Я не спрашивал его [об обвинениях в домогательствах], но он ответил сам. Утверждал, что все это неправда».

Преподаватель КНУ им. Шевченко Вадим Радченко знаком с Мительманом с 1993 года. Они вместе занимались олимпиадами, бывали друг у друга дома. Весной 2017 года Радченко узнал от коллег, что Мительман решил отойти от олимпиадного движения: его мать была тяжело больна и нуждалась в постоянном уходе, да и самого Мительмана подводило здоровье.

— Отчасти из-за этого он ушел и из школы. Работа завуча требует постоянного присутствия в лицее, а сейчас у Мительмана свободный график. Мне было неловко звонить ему, когда его мама умерла. После текста Чепляки я не звонил по тем же причинам, — говорит Радченко.

Для Константина Кнопа и Вадима Радченко текст Чепляки стал неожиданностью. Оба говорят, что не готовы занимать чью-либо сторону в конфликте. Кноп считает, что, теоретически, слить олимпиадные задачи возможно, но вряд ли все награды Романа Чепляки незаслужены.

— Они тренировались, решали много задач, что-то из наработанного оставалось в голове и в нужное время «щелкало». Так бывает: решение задачи во время олимпиады приходит спонтанно, редко можешь понять, откуда оно взялось и как, — говорит Кноп.

Радченко более скептичен. По его словам, задачи Международной олимпиады хранят строго, и Мительман не готовил эти задания. Он был координатором — человеком, который после тура олимпиады помогает выставлять оценки.

— На олимпиадах люди, которые знают задачи, строго отделены от учеников. Странно, что Чепляка не может назвать конкретную задачу, которую ему слил Мительман. Странно, что он ничего не пишет об олимпиаде 2004 года, но подробно рассказывает о 2005-м. Дело в том, что для Мительмана ключевым был именно 2004 год. Тогда за серебряную медаль Чепляки он получил звание заслуженного учителя Украины. Игорь хотел это звание. Рисковать, сливая задачи, уже после получения [звания заслуженного учителя] — разве это логично? — размышляет Радченко.

И Радченко, и бывшие ученики Ришельевского лицея говорят, что вряд ли олимпиадные достижения Чепляки можно считать незаслуженными. Владимир Зубарев, ученик параллельного класса, рассказывает, что пересекался с Романом на турнирах в восьмом классе.«Я был впечатлен его знаниями. Он знал программу до конца школы. Поэтому никаких вопросов не возникало, когда он приносил победу за победой». Радченко тоже не сомневается в знаниях Чепляки: после окончания школы тот участвовал в студенческих олимпиадах и показывал такие же высокие результаты.

10

С того момента, как Роман Чепляка опубликовал свой пост, прошло полтора месяца. Роман говорит, что эта история для него окончена. Ему хотелось увидеть, как Мительман отреагирует на его рассказ, и было грустно смотреть видео, в которых, по его словам, преподаватель «перевирает факты». Роман женат, он программирует и ведет подкаст о биоинформатике. Рассказывать о своей жизни он не хочет.

Виктор Мельников закончил бакалаврат факультета кибернетики КНУ им. Шевченко, преподает математику и собирается поступать в магистратуру.

Игорь Мительман работает в Одесской академии непрерывного образования, где читает лекции преподавателям. По его словам, этим летом он перенес две операции и уже больше двух месяцев находится на больничном. Незадолго до публикации поста Чепляки умерла его мать.

Ришельевский лицей в 2018 году занял 42-е место в рейтинге двухсот школ Украины по результатам ВНО.