В 1974 году в селе Кмитов Житомирской области открыли музей изобразительных искусств. Сначала музей располагался в здании школы, но спустя 11 лет для него построили отдельное помещение площадью 1500 квадратных метров. Общая коллекция к тому времени насчитывала три тысячи экспонатов. В десяти залах музея до сих пор выставлена экспозиция — 700 произведений искусства. После принятия закона о декоммунизации около пятидесяти спрятали в хранилище.
В сельской местности Украины существует всего два музея с такой коллекцией. Первый находится в Харьковской области, второй — в Кмитове, под Житомиром. Но Кмитовский музей специализируется на соцреализме, а большая часть его нынешнего собрания долгое время принадлежала коллекционеру Иосифу Буханчуку, по инициативе которого музей и возник. На найденных архивных снимках середины 80-х годов показан расцвет музея.
Искусствовед Евгения Моляр
«С музеем в Кмитове я сотрудничаю сравнительно недавно, но искусство советского периода изучаю уже много лет. Когда мы с коллегами узнали о музее, то попытались привлечь к нему интерес. Он находится прямо на трассе Киев—Житомир. Музей открылся как довольно прогрессивное для того времени учреждение. Его строили по специальному архитектурному проекту, который включал в себя конференц-зал, кафе и пространство для уличной экспозиции. Сегодня мало какие арт-пространства проектируют с такой дотошностью.
В его стенах собрана большая коллекция искусства из республик бывшего СССР, но закон о декоммунизации повлиял на экспозицию: многие экспонаты спрятали в хранилищах. Мне кажется, музей стесняется своей «советскости», но эти экспонаты — большая ценность, которую нам предстоит осмыслить.
Нас заинтересовало, как в населенном пункте с населением в пятьсот человек возник музей. Когда я рассматривала архивные снимки, сделанные в 80-х годах, то была удивлена их художественной составляющей. Оказалось, что при музее работал фотограф Алексей Крайний. Ему даже разрешили открыть там свою фотолабораторию.
Никаких сведений о его жизни не сохранилось. По снимкам я вижу, что ему была небезразлична судьба музея. В начале 1990-х он умер, и все оборудование спрятали в подвале, включая фотоархив. Архив мы нашли в хозяйственном помещении музея. Сам музей оказался в довольно плачевном положении: течет крыша, не выделяется финансирование, денег на дополнительные проекты, конечно же, нет. Бывшее помещение фотолаборатории тоже заброшено».
Искусствовед Александр Соловьев
«На снимках я вижу обыкновенное собрание соцреализма. Я жил в этой эстетике много лет, к счастью, это было давно. В любом случае, такие коллекции не нужно уничтожать, потому что подобные «реликтовые» вещи ориентированы на специфический интерес. Как искусствовед могу сказать, что полотна со снимков может и проходные, но крепкие с точки зрения школы и ремесла. Никто не помнит имен этих художников, но, на мой взгляд, это неважно — куда важнее эстетика, в которой они работали».
Художник Александр Ройтбурд, директор Одесского художественного музея
«Я был в этом музее один раз: весной этого года. Сам факт его существования — уникальное культурное явление. Там есть несколько знаковых для 70—80-х годов полотен, но имена этих художников сегодня почти ни о чем не говорят. В селе с населением в пятьсот человек находится музей с настоящей музейной архитектурой и тремя тысячами экспонатов. Безусловно, там есть «хиты» советского искусства, а у музея интересная история. Он появился благодаря энтузиасту Иосифу Буханчуку, который был родом из Кмитова. Позже он уехал в Петербург. Кажется, работал на военной кафедре в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, дружил с художниками. Он долго собирал свою коллекцию, потом художники стали дарить ему картины — все это собрание он в итоге передал музею в Кмитове, который сам же и основал.
В Штатах никого не увидишь тем, что в маленьком городе будет находиться музей с шедеврами внутри. В Украине такого почти нет, и уже этим музей уникален. Что касается наполнения, то думаю, что некоторые полотна сейчас спрятали от греха подальше, хотя закон о декоммунизации не может и не должен регулировать деятельность музейных институций».
Куратор Алиса Ложкина, экс-главред журнала Art Ukraine
«Любовь нашего народа к уничтожению собственной материальной культуры носит патологический характер. Мы должны научиться хранить память о событиях ХХ века, хотя это было тяжелое и противоречивое время. Стирая его из памяти, мы рискуем повторить пройденные ошибки и застрять в бесконечном историческом тупике. Важно найти способ говорить о советском прошлом Украины без истерики.
Бояться, что дедушка Ленин восстанет из гроба и укусит кого-то за бочок, — наивно. Наша сила должна быть в глубоком исследовании советской культуры и этого исторического периода. Стоит проанализировать и выстроить позитивную современную повестку. Она не может базироваться на ненависти и деструкции.
Вот, например, был маленький провинциальный музей, где силами простых людей собрали интересную коллекцию. На произведениях из собрания этого музея мы видим таких же простых людей — рабочих, колхозников. Да, возможно, это лакированная действительность, а в реальности было гораздо больше боли, крови и слез. Но люди, которые основывали музей, верили, что делают правое дело. Кто сегодня делает портреты и зарисовки из жизни людей, живущих в селе или работающих на заводах? Сколько новых художественных музеев создала независимая Украина? Ноль. В такой ситуации необходимо уважать наследие предыдущих поколений, а не рушить, декоммунизировать и отрицать все на свете».