На трассе Киев—Житомир в 80-х открыли уникальный художественный музей. theБабель первым публикует снимки с открытия, найденные в его подвале

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:
На трассе Киев—Житомир в 80-х открыли уникальный художественный музей. theБабель первым публикует снимки с открытия, найденные в его подвале

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Искусствовед Евгения Моляр нашла утерянный фотоархив, документирующий будни музея под Житомиром. Здесь находится одна из самых больших коллекций предметов искусства соцреализма. Последние 25 лет музей пребывает в запустении. После закона о декоммунизации многие экспонаты убрали из основного собрания. Корреспондент theБабеля Лена Ковальчук поговорила с художником Александром Ройтбурдом, искусствоведом Александром Соловьевым и куратором Алисой Ложкиной, и узнала, что коллекцию нужно сохранить, несмотря на новые законы и негативное отношение ко всему советскому.

В 1974 году в селе Кмитов Житомирской области открыли музей изобразительных искусств. Сначала музей располагался в здании школы, но спустя 11 лет для него построили отдельное помещение площадью 1500 квадратных метров. Общая коллекция к тому времени насчитывала три тысячи экспонатов. В десяти залах музея до сих пор выставлена экспозиция — 700 произведений искусства. После принятия закона о декоммунизации около пятидесяти спрятали в хранилище.

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

В сельской местности Украины существует всего два музея с такой коллекцией. Первый находится в Харьковской области, второй — в Кмитове, под Житомиром. Но Кмитовский музей специализируется на соцреализме, а большая часть его нынешнего собрания долгое время принадлежала коллекционеру Иосифу Буханчуку, по инициативе которого музей и возник. На найденных архивных снимках середины 80-х годов показан расцвет музея.

Искусствовед Евгения Моляр

«С музеем в Кмитове я сотрудничаю сравнительно недавно, но искусство советского периода изучаю уже много лет. Когда мы с коллегами узнали о музее, то попытались привлечь к нему интерес. Он находится прямо на трассе Киев—Житомир. Музей открылся как довольно прогрессивное для того времени учреждение. Его строили по специальному архитектурному проекту, который включал в себя конференц-зал, кафе и пространство для уличной экспозиции. Сегодня мало какие арт-пространства проектируют с такой дотошностью.

В его стенах собрана большая коллекция искусства из республик бывшего СССР, но закон о декоммунизации повлиял на экспозицию: многие экспонаты спрятали в хранилищах. Мне кажется, музей стесняется своей «советскости», но эти экспонаты — большая ценность, которую нам предстоит осмыслить.

Нас заинтересовало, как в населенном пункте с населением в пятьсот человек возник музей. Когда я рассматривала архивные снимки, сделанные в 80-х годах, то была удивлена их художественной составляющей. Оказалось, что при музее работал фотограф Алексей Крайний. Ему даже разрешили открыть там свою фотолабораторию.

Никаких сведений о его жизни не сохранилось. По снимкам я вижу, что ему была небезразлична судьба музея. В начале 1990-х он умер, и все оборудование спрятали в подвале, включая фотоархив. Архив мы нашли в хозяйственном помещении музея. Сам музей оказался в довольно плачевном положении: течет крыша, не выделяется финансирование, денег на дополнительные проекты, конечно же, нет. Бывшее помещение фотолаборатории тоже заброшено».

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Искусствовед Александр Соловьев

«На снимках я вижу обыкновенное собрание соцреализма. Я жил в этой эстетике много лет, к счастью, это было давно. В любом случае, такие коллекции не нужно уничтожать, потому что подобные «реликтовые» вещи ориентированы на специфический интерес. Как искусствовед могу сказать, что полотна со снимков может и проходные, но крепкие с точки зрения школы и ремесла. Никто не помнит имен этих художников, но, на мой взгляд, это неважно — куда важнее эстетика, в которой они работали».

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Художник Александр Ройтбурд, директор Одесского художественного музея

«Я был в этом музее один раз: весной этого года. Сам факт его существования — уникальное культурное явление. Там есть несколько знаковых для 70—80-х годов полотен, но имена этих художников сегодня почти ни о чем не говорят. В селе с населением в пятьсот человек находится музей с настоящей музейной архитектурой и тремя тысячами экспонатов. Безусловно, там есть «хиты» советского искусства, а у музея интересная история. Он появился благодаря энтузиасту Иосифу Буханчуку, который был родом из Кмитова. Позже он уехал в Петербург. Кажется, работал на военной кафедре в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, дружил с художниками. Он долго собирал свою коллекцию, потом художники стали дарить ему картины — все это собрание он в итоге передал музею в Кмитове, который сам же и основал.

В Штатах никого не увидишь тем, что в маленьком городе будет находиться музей с шедеврами внутри. В Украине такого почти нет, и уже этим музей уникален. Что касается наполнения, то думаю, что некоторые полотна сейчас спрятали от греха подальше, хотя закон о декоммунизации не может и не должен регулировать деятельность музейных институций».

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства

Куратор Алиса Ложкина, экс-главред журнала Art Ukraine

«Любовь нашего народа к уничтожению собственной материальной культуры носит патологический характер. Мы должны научиться хранить память о событиях ХХ века, хотя это было тяжелое и противоречивое время. Стирая его из памяти, мы рискуем повторить пройденные ошибки и застрять в бесконечном историческом тупике. Важно найти способ говорить о советском прошлом Украины без истерики.

Бояться, что дедушка Ленин восстанет из гроба и укусит кого-то за бочок, — наивно. Наша сила должна быть в глубоком исследовании советской культуры и этого исторического периода. Стоит проанализировать и выстроить позитивную современную повестку. Она не может базироваться на ненависти и деструкции.

Вот, например, был маленький провинциальный музей, где силами простых людей собрали интересную коллекцию. На произведениях из собрания этого музея мы видим таких же простых людей — рабочих, колхозников. Да, возможно, это лакированная действительность, а в реальности было гораздо больше боли, крови и слез. Но люди, которые основывали музей, верили, что делают правое дело. Кто сегодня делает портреты и зарисовки из жизни людей, живущих в селе или работающих на заводах? Сколько новых художественных музеев создала независимая Украина? Ноль. В такой ситуации необходимо уважать наследие предыдущих поколений, а не рушить, декоммунизировать и отрицать все на свете».

Алексей Крайний / Архив Кмитовского музея изобразительного искусства