Создание новой силовой структуры стало одной из первых инициатив Геннадия Труханова на посту городского головы Одессы — в августе 2014 года появился Департамент муниципальной безопасности. Менее чем через год, в апреле 2015-го, ему подчинили новое коммунальное предприятие «Муниципальная охрана». В 2016 году оно получило лицензию на охранную деятельность 1-го уровня от МВД. Это означает, что его служащие могут иметь при себе спецсредства (газовые баллончики, дубинки), патрулировать улицы, охранять админздания и чиновников.
В 2018 году «Муниципальная охрана» участвовала в нескольких громких городских конфликтах. Например, в июне они не пускали активистов на заседание городского совета. В августе — сопровождали руководителя Департамента коммунальной собственности мэрии Дмитрия Тарановского, когда он ломал замки в помещении, где расположены офис бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица и приемная народного депутата Сергея Куницына (партия БПП). Руководитель одесского отделения партии «Сила людей» Олег Михайлик назвал этот инцидент «рейдерским захватом».
Доклад о ситуации в Одессе зачитали 17 сентября на Международной конференции по правам человека в Варшаве, организованной Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ. Там «Муниципальную охрану» назвали «частной армией» городской власти.
Доклад: «Муниципальная охрана», которая напрямую подчинена муниципальной власти, может в любой момент захватить власть в городе, что приведет к ужасным последствиям для основополагающих свобод людей».
Кураторами одесской «МО» в докладе называют заместителя городского головы Андрея Котляра, первого заместителя директора Департамента коммунальной безопасности Юрия Савченко и заместителя директора КП «Муниципальная охрана» Евгения Мирошниченко.
Именно Мирошниченко чаще всего попадает в объективы во время конфликтных ситуаций с журналистами. В мае 2018-го он не пускал журналиста на заседание горсовета, требуя показать «редакторское задание», доказать, что «СМИ зарегистрировано», и заявляя о «неправильном» журналистском удостоверении. В июле 2018 года Мирошниченко вместе с Юрием Савченко участвовали в похищении одесского журналиста Мирослава Бекчива.
У Евгения Мирошниченко, как и у большинства сотрудников «Муниципальной охраны», есть военный опыт. Также он состоит в общественной организации «Союз десантников Одессы» и имеет награды Минобороны.
В докладе ОБСЕ отмечают, что «на территории «Муниципальной охраны» находится даже бронетранспортер». На встрече с журналистами и общественными акивистами 25 сентября глава одесской полиции Дмитрий Головин уточнил, что «[бронетранспортер], насколько мне известно, принадлежит лично [заместителю городского головы Андрею] Котляру как транспортное средство, а не коммунальному предприятию». Глава полиции считает, что «добросовестные работники этого предприятия помогают в охране общественного порядка».
В декларации Котляра сведений о БРДМ нет. Но бронетехника на стоянке «Муниципальной охраны» действительно есть. Это подтвердил в комментарии theБабелю пресс-секретарь Котляра Николай Покровский. Он уточнил, что это БРДМ (боевая разведывательно-дозорная машина), которая, по его словам, «давно стоит на ремонте». Кому она принадлежит — Покровский уточнить не смог, сославшись на то, что руководство Департамента муниципальной безопасности сейчас в отпуске.
В утвержденной горсоветом программе «Безопасный город Одесса» на протяжении 2017—2019 годов на коммунальное предприятие «Муниципальная охрана» планируется потратить 41,5 млн гривен. Также городской голова Труханов подписал распоряжение об увеличении в 2018 году количества сотрудников этой структуры — до трехсот человек.