Ты забрала сына из школы еще до того, как это стало популярным трендом. Почему и как ты поняла, что это нужно сделать?
У меня было несколько уровней «почему». Первый — это состояние Клима. Он с большим недовольством ходил в школу, возвращался уставший и часто говорил мне: «Мам, что ты хочешь, у меня все равно ничего не получится, я тупой».
Второй — это отношения со школой, администрацией и учителем. Клим приходил и говорил, что ему нужны деньги, чтобы купить то, что продается в школе. Может быть, сейчас этого нет, но тогда мне нужно было постоянно объяснять ребенку, почему ему не нужно по три раза в год фотографироваться на календарик. Школу превратили в базар. Не было диалога между родителями и школой о приоритетах. Это подменили формулой «сдайте Х гривен, потому что директор сказал». Я не хотела быть бесправным карманом, и это вызвало много напряжения.
Не было мысли просто перевести его в другую школу или к другой учительнице?
Я думала об этом, но ребенок был уже сильно забитый. Вытащить его из забитости в новом классе, когда остальные дети лучше учатся и объективно лучше успевают, было бы трудно. Я понимала, что мне нужно будет взять тайм-аут, чтобы просто поработать с его психологическим состоянием. Это раз.
А два, по моему мнению, школьная коррупция, которая прикрыта фондами класса, здорово поддерживается родительскими комитетами. Я поняла, что могу поменять школу и класс, но люди вокруг останутся те же. И мы начали заниматься с тьютором.
Какими будут первые недели после того, как ребенок начнет учиться дома? Если он много спит и ничего не успевает — это нормально?
Могу сказать на нашем примере. Сперва Климу нравилось, но потом начались трудности. У него не было мотивации учиться, ему надо было прикладывать много усилий. Моя подруга, которая была его тьютором, отзанималась с ним два года и отказалась, потому что ей было сложно. Прогресс тогда был медленный, зато не было стресса, как в школе.
Тогда возник вопрос — возвращаться в школу или оставаться дома? Клим выбрал остаться. Мы договорились, что он все лето учится работать сам, без тьютора и учителей. Это был новый опыт. Он так занимался все лето и прошел половину Мерфи [один из лучших учебников английской грамматики]. Сейчас у нас уже пятый год самостоятельного обучения, и я могу сказать, что это того стоило.
Расскажи о вашем ежедневном графике? Как выглядит день с самого утра?
Ребенку нужен ритм. Я не сторонник того, чтобы все было, как хочется. У Клима есть расписание занятий на неделю. Есть фиксированные занятия по музыке, атлетике, оркестру, есть занятия с тьюторами. По предметам мы занимаемся с преподавателями онлайн.
Раньше мы вставали, занимались и уходили на атлетику. Сейчас так не получается: он встает в районе восьми, завтракает, идет на атлетику, после тренировки занимается, потом идет на музыку или, если музыки нет, после тренировки начинает учиться. В день он занимается по школьным предметам около четырех часов. Я очень переживала, будут ли работать занятия по скайпу, но он очень легко с этим справляется.
Мне кажется, очень важно отделять роль мамы от роли учителя. Конечно, я помогаю ему с графиком преподавателей, с постановкой задач для них. Он вместе со мной планирует количество или график контрольных, которые сдает. За несколько дней до контрольных я прошу его свериться по таблице, где он отмечает, что готово, а что не нет. Я помогла ему сделать этот инструмент, но прошу самого следить.
Как работает система? Ребенок ушел из школы, и что дальше? Кто ему дает контрольные и проверяет результаты?
Каждая школа может сама определять, в каком виде она проводит аттестацию. В нашем случае мы скачиваем контрольные на шесть месяцев с сайта школа — в этом полугодии их 38 штук. Ребенок сам их выполняет и раз в месяц защищает лично перед учителем. Учитель может поспрашивать его по самой контрольной, может дать похожие задания, чтобы проверить уровень понимания и самостоятельность подготовки. Есть и другие системы, в которых дети работают самостоятельно и аттестацию проходят один раз — в конце года.
В новом законе об образовании есть пункт о домашнем обучении? Можно сейчас пойти и перевестись на домашнее обучение в любой школе?
Когда мы только уходили на домашнее обучение, то старались делать это достаточно тихо и не привлекать внимания. Тогда было много рисков, почему могли не разрешить это сделать.
Сейчас право на домашнее обучение озвучено в новом законе об образовании, но механизма его внедрения нет, и очень многие школы все равно запрещают. Они просто не знают, как с этим справляться, и отказывают. Со стороны чиновников часто встречается неодобрительное: «Зачем вам это нужно?» Мне кажется, это связано с тем, что рано или поздно такие, как я, скажут: «А почему вы на детей в школе тратите деньги, а я все за свои должна делать?» Государство может и должно обеспечить каждого ребенка. Я встречалась с подсчетами, что в среднем в Украине на образование одного ребенка в год выделяется примерно 14—15 тысяч гривен. Это если посчитать все затраты на школы и поделить на количество детей.
Сколько стоит домашнее образование и сколько вы тратите на педагогов в месяц?
Все очень индивидуально. Я знаю семьи, которые не тратят ни копейки: ребенок сам все проходит и сдает без внешней помощи. С Климом работают преподаватели по 7 предметам из 14. В основном это 5—15 уроков по предмету за полугодие, плюс самостоятельная работа и подготовка, которая в школе тоже есть. В среднем в месяц с большой нагрузкой бюджет доходит до двух тысяч гривен. С маленькой — до тысячи.
Как объективно можно сравнить эффективность домашнего обучения и классического? На какие показатели смотреть родителям?
Прежде чем забирать на домашнее обучение, надо понять, зачем ты это делаешь. Это поможет отслеживать эффективность.
Часто родители забирают детей из школы, чтобы убрать стресс, а через три месяца просыпаются в ужасе от того, что ребенок учится плохо. Но почему вы забирали, ведь не из-за оценок? Убрали вы тот фактор, который хотели минимизировать? Если да, то все нормально.
Еще один важный момент — эффективное использование времени ребенка. Раньше на школу у нас уходила уйма времени: собраться, одеться, обратно дойти, перемены, мультики и театры вместо уроков. Теперь мы учимся меньше, но значительно продуктивнее. Если годовой курс по украинскому языку в 8-м классе занимает 140 часов, то мы работаем с преподавателем максимум 25—30 часов в год и успеваем пройти не только школьную программу.
Кому бы ты не рекомендовала переводить детей на домашнее обучение? Какие противопоказания?
Я бы не рекомендовала, прежде всего, переходить на домашнее обучение семьям, где гиперопекают детей. Для домашнего обучения критично важны несколько вещей: много свободы и много доверия.
Не стоит это навязывать детям, для которых важны большие коллективы, — чтобы их там обожали или чтобы они там самовыражались.
Еще я знаю семьи, которые уходят на один-два года на домашнее обучение, а потом возвращаются в школу. Причин этому две. Первая — детям нужен коллектив, им скучно дома. Вторая — родители не справляются. Это очень большая работа — все организовать и эффективно выстроить. Далеко не все потянут такую ответственность.
Сейчас запущена Новая украинская школа, где принципы обучения во многом отличаются от традиционных. Если все заработает, дети начнут возвращаться в школу?
Я не думаю, что это приведет к массовому возвращению детей в школу прямо сейчас. Эти шаги, которые заложены в реформе, могут дать результаты в отдаленной перспективе. Успех реформы во многом зависит и от того, смогут ли люди, которые придут после [министра образования Лилии] Гриневич, все это реализовать.
Есть ли такая школа, куда ты готова отдать сына? Если нет, посоветуй, как выбрать лучшую.
Мне от школы нужно три вещи: уважение ко мне и ребенку, к моим границам и к индивидуальным потребностям. Материальное содержание школы, скажем, качество парт, ничего не значит.