На выходных: фильм о Донбассе, документальное кино о свингующем Лондоне 60-х, комедия Терри Гиллиама. Рецензии на главные премьеры недели

Автор:
Алексей Росовецкий
Дата:

«Агент Джонни Инглиш 3.0: Новая версия»

Новый «Агент Джонни Инглиш» не плох и не хорош — он ровно то, что от него ждут поклонники двух предыдущих частей франшизы. Роуэн Аткинсон покажет фирменные гэги и сразится с очередным всемирным злодеем, в котором легко угадывается Илон Маск. Хватает и типично британской сатиры: премьер-министр в исполнении Эммы Томпсон — идиотка, знаменитый флот — груда старого железа, и нет на свете более глупых и твердолобых людей, чем спасающие мир сотрудники MI6.

«Агент Джонни Инглиш 3.0: Новая версия». Рейтинг Rotten Tomatoes: 33

Несмотря на привычный фейерверк трюков, в новой серии чувствуется усталость. Во-первых, Аткинсону, слава богу, уже 63. За пятнадцать лет с появления первого «Джонни» он заметно потяжелел. Во-вторых, за последние годы здорово изменился сам жанр. Вышли «Атомная блондинка», «Агенты А.Н.К.Л.» и Kingsmen, дерзко и смешно пародирующие шпионские триллеры. И без того непросто было высмеивать сериал о Джеймсе Бонде, который вместо развеселой приключенческой вампуки давно превратился в высокую трагедию. Так что не стоит удивляться обилию бородатых шуток и отсылок к «Голому пистолету».

«Донбасс»

Ровно за месяц до официального проката (стартует 18 октября) в столичном кинотеатре «Жовтень» неделю показывают «Донбасс» — четвертый игровой фильм документалиста Сергея Лозницы. Украина выдвинула ленту на «Оскар» в номинации Лучший иностранный фильм. Картина уже получила приз за режиссуру в Каннской секции «Особый взгляд».

В Украине Лозница позиционируется как украинский кинорежиссер (хотя в копродукции еще четыре европейских страны), но нет постановщика более далекого от украинских традиций. Скорее это украинский ответ кинематографии Михаэля Ханеке, столь же последовательно и холодно исследующего границы добра и зла в человеческой душе.

«Донбасс». Рейтинг Rotten Tomatoes: 92

Лозница продолжает экспериментировать со стилистикой, все глубже погружаясь в сюр. В «Донбассе» он использует структуру фильма Бунюэля «Призрак свободы»: последовательно разворачивает тринадцать эпизодов, связанных между собой только случайными персонажами. Он воссоздает сцены из роликов на YouTube четырехлетней давности: ряженые казаки не пускают немецкого журналиста через КПП, толпа линчует «укра», свадьба вурдалаков в местном Доме культуры. Возможно, это лучший фильм Лозницы, который нашел свою оптику, чтобы погрузить зрителя в абсурд существования «ЛНР» и «ДНР».

«Мое поколение»

Британский документалист Дэвид Бэтти, 13 лет назад показавший миру цветного Гитлера, вспоминает британскую столицу шестидесятых: как зародилась, расцвела и закатилась эпоха «свингующего Лондона».

Новая дерзкая мода. Молодежные субкультуры. Кино с принципиально новыми героями. Группы британского вторжения. На экране мелькает череда главных медийных лиц Лондона 60-х, представляющих стиль прекрасной эпохи. Вот изобретательница мини-юбки Мэри Куант — дизайнер, придумавшая облик «мини-купера». Вот легендарная топ-модель Твигги — олицетворение новых стандартов красоты. А вот Роджер Долтри из The Who рассказывает, как Элвис Пресли изменил сознание британской молодежи.

«Мое поколение». Рейтинг Rotten Tomatoes: 33

Все это буйство красок, диких фасонов, гитарных риффов и вдохновленных лиц комментирует актер Майкл Кейн. Джентльмен неброского, как и полагается, стиля, Кейн — живое олицетворение той эпохи. Его герой в фильме «Алфи» (1966) стал символом сексуальной раскрепощенности и новой гедонистической морали. Пять лет спустя тот же Кейн заложил новый канон британской криминальной драмы в ленте «Убить Картера».

Название документалке дали образцовые лондонские задиры The Who. Слова песни “My Generation” оказались пророческими: «когда я говорю о своем поколении, я думаю, что мне стоит умереть прежде, чем я состарюсь» — барабанщик The Who Кейт Мун не дожил и до 33 лет.

«Простая просьба»

В прошлом стендап-комик, а ныне успешный комедиограф, Фейг входит в темные воды детективного триллера, доверху наполненного тайнами в шкафах благополучных семейств из буколических пригородов. «Простая просьба» — экранизация бестселлера Дарси Белл, который вышел на русском языке еще в начале этого года. Книга Белл идеально вписывается в канон «нового женского детектива».

«Простая просьба». Рейтинг Rotten Tomatoes: 84

«Простая просьба»— книга, где читателю приходится сводить воедино три разные истории от трех ненадежных рассказчиков, следует в фарватере романов Гиллиан Флинн («Исчезнувшая»), Лианы Мориарти («Маленькая большая ложь») и Полы Хокинс («Девушка в поезде»). Из несколько манерной прозы Дарси Белл Пол Фейг сделал мастерское и очень стильное зрелище, которое держит в напряжении, даже когда сюжетный расклад (кто кого подставил из-за четырех миллионов долларов) уже, в общем-то, понятен.

«Человек, который убил Дон Кихота»

«Человек, который убил Дон Кихота», судя по всему, станет последней картиной великого старца Терри Гиллиама. Во-первых, на съемки ушло больше тридцати лет: проект несколько раз закрывался и запускался опять; завершение такого долгостроя кажется славным финалом. Во-вторых, Гиллиаму семьдесят семь лет: за исключением Вуди Аллена, он старше всех действующих режиссеров авторского кино. Наконец, фильм отчетливо прочитывается как духовное завещание художника.

«Человек, который убил Дон Кихота». Рейтинг Rotten Tomatoes: 62

В центре картины, в которой смешались и фэнтези, и бадди-муви, и сатиру, и довольно грубый фарс, — фигура модного рекламного режиссера Тоби (Адам Драйвер). Работая в Испании над рекламным роликом для русского водочного царька, он сталкивается с призраками прошлого: десять лет назад Тоби снимал здесь дебютный короткий метр о Дон Кихоте. Теперь пришло время исправлять ошибки: Тоби становится верным Санчо Пансой при спятившем сапожнике, который вообразил себя Рыцарем печального образа.

Фильм может показаться избыточным в своей барочности, перенасыщенным фокусами и гэгами, резкими монтажными переходами. Безусловно одно — такое кино больше никто не снимает. Увидеть «Дон Кихота» на большом экране — это как увидеть своими глазами Джоконду. Которой сам Гиллиам с удовольствием пририсовал бы летающие усы.