Дело против адвоката Трампа
Две женщины — порноактриса Сторми Дэниелс и звезда Playboy Карен Макдугал — получили от президента США 130 и 150 тысяч долларов за замалчивание интимных отношений с ним. Деньги на счет перевел адвокат Трампа Майкл Коэн.
В этом он признался в суде, хотя и не назвал конкретных имен и фамилий, но это только потому, что Министерство юстиции США запрещает называть кого-то, кто не является ответчиком. Суммы, которые ранее озвучили Дэниелс и Макдугал совпадают с теми, которые назвал Коэн. И хотя вместо «Трамп» его бывший адвокат сказал «федеральный кандидат», суду было понятно, о ком идет речь.
Позже уже адвокат Коэна Ленни Дэвис объяснил, что его подзащитный «засвидетельствовал под присягой, что Дональд Трамп поручил ему совершить преступление».
И добавил: «Если эти выплаты были преступлением для Майкла Коэна, то почему бы им не стать преступлением для Дональда Трампа?»
Как было установлено, Коэн заплатил Дэниелс через дочернюю компанию National Enquirer, а Карен Макдугал получила деньги с личного счета адвоката. Позже Трамп компенсировал его расходы. Адвокаты президента и сам Трамп заявляют, что «ничего не знали ни о каких выплатах со стороны Коэна».
Так, Майкл Коэн стал первым из ближайшего окружения Дональда Трампа, кто открыто признал свою вину на суде: в уклонении от налогов, банковском мошенничестве и нарушениях, связанных с финансированием предвыборной кампании президента.
Все это расследование стало возможным благодаря тому, что специальный прокурор Роберт Мюллер наткнулся на имя Коэна во время работы с делом о вмешательстве России в выборы США.
Дело против руководителя штаба Трампа
Практически в это же время члены жюри присяжных в штате Вирджиния признали виновным бывшего руководителя избирательного штаба Трампа и советника экс-президента Украины Виктора Януковича Пола Манафорта. Восемь из 18 пунктов обвинения, включая пять пунктов, связанных с налоговыми махинациями, два — с нарушением банковского законодательства, один — с сокрытием счетов в иностранных банках. Манафорт обвиняется в предоставлении налоговым органам ложных сведений о доходах и укрывательстве оффшоров.
Прокуроры заявили, что Манафорт имел 65 миллионов долларов на счетах иностранных банков в период с 2010 по 2014 год и потратил более 15 миллионов долларов на драгоценности, одежду, дома и другие предметы роскоши. Манафорт врал банкам, чтобы получить более 20 миллионов долларов в виде кредитов после того, как закончил свою политическую работу в Украине в 2015 году.
«Манафорт лгал, чтобы получить больше денег, когда они у него были, и лгал, чтобы получить еще больше денег, когда у него их не было», — сказал прокурор Грег Андрес присяжным в заключительном слове.
69-летний Манафорт находится в тюрьме с июня —с момента, когда его залог был отменен после новых обвинений.
В Украине же Манафорт получал деньги за консультативные услуги с кипрских счетов миллиардера Рината Ахметова, а также от народных депутатов от «Оппозиционного блока» Сергея Левочкина и Бориса Колесникова.
Генеральная прокуратура Украины открыла производство против тех, кто платил за консультации Манафорту, занимая должности чиновников и народных депутатов. Во время этих консультаций Манафорт мог заработать около 60 миллионов.
А что за это будет Трампу?
Казалось бы, если адвокат президента свидетельствует против своего клиента, то следующим обвиняемым должен быть сам клиент, то есть Трамп. Но будут ли для президента иметь какие-то последствия дела Коэна и Манафорта? В Конституции США нет прямого запрета судить действующего президента, но шансов на расследование против Трампа до завершения его срока очень мало.
Верховный суд США тоже никогда не объяснял, можно ли судить действующих президентов. Единственный раз, когда суд в принципе рассматривал аргументы относительно возможности процесса, — в 1974 году во время скандала с президентом Никсоном. Импичмент также не дает автоматического права судить отстраненного президента.
«Обвинения Манафорта и Коэна свидетельствуют о том, что люди несут ответственность за нарушение закона», — отметила сенатор Камала Харрис.
«Очевидно, это плохо для Трампа, но ему не будет предъявлено обвинение, сейчас он президент», — сказал Соль Висенберг, который был присяжным во время расследования скандала с Биллом Клинтоном.
Специальный прокурор Роберт Мюллер, который расследует дело о вмешательстве России в выборы США, придерживается правила не заводить дело против президента, хотя официально не подтверждал это.
«Если бы Коэн обвинил кого-то, кроме Трампа, — человека, который не является президентом, уже бы началось расследование. Но не в этом случае», — считает эксперт и журналист Джеффри Тобин.
Поэтому единственная возможность, чтобы признания Коэна имели какие-то последствия для Трампа, — импичмент, но, пока Конгресс контролируют республиканцы, эта процедура маловероятна. В любом случае, как говорит Тобин, «президентство Трампа будет разделено на до 21 августа и после».