Свидетели, заказчики, подозреваемые. Чего мы не понимаем в деле херсонской чиновницы Катерины Гандзюк, которую облили кислотой

Автор:
Евгений Спирин
Дата:
Свидетели, заказчики, подозреваемые. Чего мы не понимаем в деле херсонской чиновницы Катерины Гандзюк, которую облили кислотой

Facebook / Хто замовив Катю Гандзюк?

Катерину Гандзюк облили кислотой 31 июля. За это время преступление трижды переквалифицировали; дважды объявили, что найден заказчик; переподчинили дело от полиции к Службе безопасности Украины. Затем расследование и вовсе разделили на две части: одни ищут заказчиков, другие исполнителей. При этом конкретные фамилии, кроме трех подозреваемых, так и не названы. Чего мы не понимаем в деле Кати Гандзюк?

Кто ведет дело?

Правовую квалификацию дела меняли несколько раз. Сначала квалифицировали как хулиганство. Затем как «тяжкие телесные», а потом как «покушение на убийство». После нападения делом занялась полиция.

3 августа Генеральный прокурор Юрий Луценко поговорил с Гандзюк и заявил, что полиция передаст расследование дела СБУ. Полиция этого так и не сделала, СБУ открыла собственное расследование и ведет его параллельно. Гандзюк видит в этом попытку полиции прикрыть виновных. Юрий Луценко считает иначе. По его словам, нет смысла забирать у полиции дело на полдороге: «Это просто разорвать вероятный след. Дело по предполагаемому исполнителю ... ведет полиция. СБУ, по моему указанию, зарегистрировала дело о вероятных заказчиках».

Сколько подозреваемых? И сколько задержаны?

Через три дня после нападения был задержан Николай Новиков. Советник министра МВС Антон Геращенко сказал, что именно Новиков купил кислоту и облил Гандзюк: «Новиков задокументирован полностью. Шансов выкрутиться, что это был не он, никаких». Но уже 8 августа заместитель главы Нацполиции Вячеслав Аброськин сообщил, что кислоту покупал не Новиков, а «другой человек». Через 9 дней, 17 августа, в МВС заявили, что задержаны двое: один покупал кислоту, роль второго «пока не ясна».

Подозреваемый Николай Новиков

Facebook / Хто замовив Катю Гандзюк?

20 августа глава Нацполиции Сергей Князев сообщил, что «задержаны пятеро подозреваемых в нападении». В этот же день суд выбрал меру пресечения еще одному подозреваемому — Виктору Горбунову. Итого на 21 августа в деле были: Николай Новиков, Виктор Горбунов, задержанный с Сергеем Торбиным, и трое подозреваемых от 20 августа. То есть всего их шестеро? В любом случае, фамилии, кроме Новикова, Торбина и Горбунова, не звучали, а значит, сейчас подозреваемых трое. И у одного из них, вероятно, есть алиби.

Подозреваемый Виктор Горбунов

Facebook / Марьяна Пьецух

Что известно о подозреваемых?

Глава полиции Князев сообщил, что большинство задержанных участвовали в АТО.

Один из них, Сергей Торбин, возглавляет ГО «Херсонская крепость» и ГО «Добровольцы божьей четы». В 2015 году получил негосударственную награду «Народный герой Украины», а в 2016 орден за мужество lll степени из рук президента.

Адвокату Гандзюк, Евгении Закревской, и ее помощнику Маси Найему — про двух других известно мало. «Про одного подозреваемого [говорили], что он общался с ультрасами. — рассказал «Бабелю» Маси Найем. — Но это не проверенная информация. А второй подозреваемый, якобы, дружит с господином Ярошем». Информация о том, воевали ли подозреваемые никакой роли для следствия не играет. «Это все равно что сказать, что один подозреваемый — сварщик, а второй, например, живет на Оболони. АТОшники они, или нет, значения не имеет».

Почему не раскрывают имена подозреваемых?

Полиция и СБУ могут не раскрывать имена, чтобы не ставить под угрозу следствие. Но адвокаты не верят в такое объяснение. «Идут торги между теми, кто был старшими у исполнителей, — сказал «Бабелю» Маси Найем. — Представьте, что [заказчик] уже знает, что его определили. Позвонили ему и сказали: «У нас есть подозрение, что это ты, и доказательства. Сиди, думай». А публике сообщают: «Мы знаем, кто заказчик». Дальше вопрос в том, кто, сколько и кому наторгует».

Сколько свидетелей?

Главный свидетель, на которого опирается обвинение — Н. Чирин. Он живет с Катериной Гандзюк в одном подъезде и, по его словам, видел нападавшего около 8 утра в бытовке за мусоропроводом. Чирину показали видеозапись с места преступления и он подтвердил, что именно мужчину с записи видел в подъезде. Однако, он не опознавал подозреваемого Новикова — ни вживую, ни по фотографиям. Показаний второй соседки, которая также видела мужчину в подъезде, в деле нет.

Со стороны Новикова также есть свидетели: Ольга Антонишин и ее муж Сергей Бздель. С ними Новиков отдыхал в палатке на море и Антонишин видела его все время. По ее словам, подозреваемый не успел бы съездить в Херсон и вернуться, так, чтобы она не заметила.

Полиция заявила, что сняла видео с десяти камер. Ни одной записи, кроме самой первой, она не публиковала.

Скриншот с видео, на котором заснят Новиков на пляже 29 июля.

Какие мотивы и у кого?

Генеральный прокурор Юрий Луценко в интервью «Украинской правде» рассказал, что у Гандзюк был конфликт с начальником управления экономической безопасности херсонской полиции Артемом Антощуком, потому сейчас «ведется проверка». В сентябре 2017 года Гандзюк писала что Антощук требует от городской власти 3% от сумм всех подрядов и тендеров. После этого полиция обыскала кабинет чиновницы в городском совете. Антощук подавал в суд за клевету и выиграл дело, однако суд не обязал Гандзюк опровергать заявление.

Гандзюк критиковала и местных политиков, например Кирилла Стремоусова. Он организовывал акции в поддержку России и обвинял Гандзюк в коррупции. В 2017 году Стремоусов возглавил местное отделение Социалистической партии.

По словам адвоката и юриста Маси Найема, заказчиками могут быть не просто херсонские полицейские. «Замешана ли Херсонская полиция? Конечно. Но есть местный бизнес. Чтобы его иметь, ­­нужно платить деньги. Предположим, платить полиции. У вас появляется общий враг в виде Кати. Критикует полицию, представляет угрозу для бизнеса. Ясно, что вы руками полиции с удовольствием устраните врага».