За травлю моего ребенка теперь могут оштрафовать. Как отличить буллинг от обычной ссоры?

Автор:
Тереза Лащук
Дата:
За травлю моего ребенка теперь могут оштрафовать. Как отличить буллинг от обычной ссоры?

Артем Марков / «Бабель»

19 января в Украине вступил в силу Закон о буллинге. Раньше в украинском законодательстве этого понятия не было. Теперь за травлю обидчика могут оштрафовать на сумму до 3 400 гривен. tһеБабель рассказывает, как это будет работать.

Что такое буллинг и кто может стать его жертвой?

Буллинг — то же самое, что травля. Слово произошло от английского глагола to bully — издеваться, запугивать. Согласно закону, буллинг касается только участников образовательного процесса — школьников и учителей. Жертвой буллинга может стать как ученик, так и учитель. Но, по закону, хотя бы один из участников конфликта должен быть несовершеннолетним. Если учитель травит учителя — это буллингом не считается.

А если ребенка унижают в соцсетях?

Чтобы действия считались буллингом, не обязательно оскорблять жертву в реале. Человек также может заявить о буллинге, если ему присылают оскорбительные сообщения в соцсетях.

Но здесь в законе есть противоречия. Когда дети находятся вне школы — в своем дворе или в интернете, формально они уже не являются участниками образовательного процесса. А значит, суд может решить, что речь о буллинге не идет.

Если моего ребенка буллят, что делать?

Родители жертвы буллинга должны написать заявление на имя директора школы или другого руководителя учебного учреждения. Также заявление может написать учитель, если его травит ученик.

Что будет после этого?

Директор школы (или другого учебного заведения) должен созвать комиссию по буллингу и вызвать полицию. Полицейские составляют протокол об административном нарушении. Дальше решение будет принимать суд. В целом процедура аналогична той, когда привлекают к ответственности за мелкое хулиганство и за уклонение родителей от выполнения своих обязанностей.

Информация о рассмотрении и реакции на такие заявления должна публиковаться на сайте школы. Эффективно ли реагируют в образовательном учреждении на заявления о буллинге — будет проверять омбудсмен.

Что еще за комиссия по буллингу и кто в нее будет входить?

По логике, в нее должны входить представители родительского комитета, школы и Национальной полиции, но никаких требований к этим комиссиям в законе не прописано.

Как доказать, что это буллинг, а не ссора? Это сложно?

Чтобы виновного привлекли к ответственности, нужно доказать:

  • что человека травили психологически, физически, экономически или в сексуальном плане;
  • что это не единичный случай, а происходило систематически;
  • что жертве буллинга причинен вред — психический или физический, то есть она испытывала страх, унижение, тревогу, была социально изолирована.

Бывают и другие формы издевательств, которые трудно доказать. Например, бойкот, косые взгляды, распространение сплетен или даже целенаправленное затягивание ответа на вопрос. Чтобы доказать, что это был буллинг, нужно привлечь свидетелей, а по возможности предоставить фото- или видеодоказательства.

Какие штрафы заплатит агрессор, если суд согласится, что это буллинг?

За травлю могут взыскать от 850 до 1 700 гривен (или назначить общественные работы от 20 до 40 часов).

А если обидчик будет продолжать делать то же самое?

Если в течение года после того, как человека оштрафовали, он снова будет травить свою жертву, обидчику придется заплатить уже от 1 700 до 3 400 гривен (или общественные работы от 40 до 60 часов). Такой же штраф грозит людям, которые занимались групповой травлей.

А кто будет платить штраф за малолетних?

За несовершеннолетних будут расплачиваться их родители или опекуны.

А если буллингу способствовали учителя?

Учителей, руководителя или учредителя образовательного заведения могут наказать, если они были свидетелями травли, но ничего не делали, чтобы ее предотвратить. В этом случае закон предусматривает штраф в размере от 850 до 1 700 гривен или исправительные работы на срок до одного месяца с отчислением 20 процентов от зарплаты.

Материал помогал готовить:

эксперт проекта «Стоп школьный террор», заместитель директора Украинского Института исследования экстремизма Богдан Петренко.

Автор:
Тереза Лащук

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter — мы исправим