Эмоциональное выгорание — популярный термин, особенно среди топ-менеджеров и «белых воротничков». Они используют его по поводу и без: когда устали, хотят сменить работу, не выносят коллег и не видят перспектив карьерного роста. Как отличить, что из этого просто переутомление и нервы, а что грозит «сжечь» вас изнутри, разбирался корреспондент theБабеля Александр Михедов.
Что это такое?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) можно распознать по нескольким симптомам:
— эмоциональная опустошенность и моральная усталость,
— нарастающее безразличие к профессиональным обязанностям,
— негатив по отношению к окружающим,
— ощущение профессиональной несостоятельности.
В сумме все это ведет к невротическим расстройствам.
Классический пример эмоционального выгорания — врач, который относится к пациенту не как к человеку, а как к носителю больного органа. Однако СЭВ давно перестал быть «болезнью» медиков и проник практически во все сферы.
К примеру, проблема хороша знакома представителям IT-сферы. В июле 2018 года анонимная профессиональная соцсеть Blind составила рейтинг компаний с наибольшим количеством «выгоревших» сотрудников. В опросе участвовали более 11 тысяч сотрудников из 30 компаний Кремниевой Долины. Больше всего «выгоревших» сотрудников в Credit Karma — 70,73%, Twitch — 68,75%, а также в Nvidia — 65,38%. Наименьший уровень стресса в Twitter — 43,90%, PayPal — 41,82%, Netflix — 38,89%.
Как отличить эмоциональное выгорание от обычной усталости?
Обычная усталость «лечится» выходными — большинству людей, как правило, хватает двух дней для полного восстановления. Если после продолжительного отпуска вы идете на работу уставшим и опустошенным — это, скорее всего, и есть эмоциональное выгорание.
СЭВ и синдром хронической усталости — одно и то же?
Нет, синдром хронической усталости напрямую связан с физическим состоянием. Это частая проблема людей, которые вынуждены много работать, мало спать и плохо питаться. Однако часто хроническая усталость и СЭВ «работают» в паре. К примеру, медики вынуждены видеть бесконечные боль и страдания (что ведет к эмоциональному истощению) и при этом работать в ночные смены (то есть «убивать» свой организм вполне конкретными действиями).
«Выгорают» только руководители, или должность и род занятий не имеют значения?
По Международной классификации болезней (МКБ-11), эмоциональное выгорание следует относить к явлениям, связанным с работой, однако эта проблема гораздо шире. «Выгореть» может и домохозяйка — от бесконечной бытовой рутины, жена — от давления мужа (особенно если он ее содержит), мама маленьких детей, дети пожилых родителей. Поэтому профессиональный статус здесь ни при чем.
Что со всем этим делать? Как лечиться?
Для начала все-таки стоит прибегнуть к классическому способу — взять тайм-аут в виде отпуска. При выгорании образуется замкнутый круг: нам плохо, мы «забиваем» на все вокруг, начинаем плохо есть, нарушается сон, рука тянется к бутылке или сигарете — и от этого становится еще хуже. Важно разорвать его.
Необходимо соблюдать тот самый баланс работы и личной жизни: приходя домой, переключаться на отдых, а не садиться снова за работу, проводить время с родными и близкими, больше общаться с ними. Если вы одиноки — заниматься тем, что действительно приносит удовольствие. Это могут быть не только привычные кино и книги, но и самые нестандартные увлечения вроде коллекционирования бабочек.
Эффективно бороться с выгоранием помогает медитация. Для этого существуют специальные приложения: Headspace (iOS и Android), Calm (iOS и Android), Buddhify (iOS и Android).
А вот волшебной таблетки от СЭВ, увы, нет. Это примерно как пытаться сбить температуру 37,2° жаропонижающими — неэффективно и вредно. К медикаментам при подобных состояниях обычно прибегают уже в более серьезных случаях — например, когда выгорание привело к глубокой депрессии. На первых этапах расстройства действует принцип «Помоги себе сам».
Уйти в отпуск я не могу, а увольняться не хочу. Можно ли работать и одновременно лечиться?
Можно, но это полумеры. СЭВ — как грипп: в теории можно продолжать ходить на работу, но состояние будет только ухудшаться и нормально работать все равно не получится. Рано или поздно придется прибегнуть к «постельному режиму» — отдыху.
Если вариант с отпуском исключен, можно делегировать часть полномочий, сменить отдел, заняться повышением квалификации — одним словом, дать бой рутине. Параллельно можно начать работать с психотерапевтом или психологом, который поможет «удержаться на плаву», пока не появится возможность отдохнуть.
И сколько сеансов нужно, чтобы решить проблему?
Все зависит от степени выгорания. Если она легкая, то цикла из 10 сеансов будет достаточно. Иногда хватает даже одной консультации — человек понимает, куда двигаться дальше, и в состоянии построить новый формат работы. А вот запущенная стадия подразумевает длительную работу.
А если не лечиться, чем это может закончиться?
Ничем хорошим. По данным научных исследований, эмоциональное выгорание повышает риск атеросклероза, меняет восприятие боли и сокращает продолжительность жизни. В ближней перспективе оно приводит к нервным срывами — особенно это актуально для топ-менеджеров.
Недавняя история с Илоном Маском, который признался, что вынужден работать по 120 часов в неделю, — наглядный пример выгорания руководителя. Журналист, бравший интервью, рассказал, что во время разговора предприниматель «то плакал, то смеялся».
Некоторые люди «глушат» свое состояние стимуляторами — сигаретами и алкоголем, чем только усугубляют ситуацию. Кроме того, существует определенный тип «выгорающих» людей: они полностью отдаются работе, эмоционально выкладываются по поводу и без и просто не умеют отдыхать. Если этот подход не изменить, история повторится и на новой работе. В таких случаях нужно сразу идти к терапевту и работать над первопричиной, а не «тушить пожары» после.