Швеция заново проверит остатки парома «Эстония», затонувшего с сотнями людей на борту. Альтернативные версии говорят о спланированном взрыве

Автор:
Дмитрий Мирончук
Дата:
Швеция заново проверит остатки парома «Эстония», затонувшего с сотнями людей на борту. Альтернативные версии говорят о спланированном взрыве

Alan / Flickr

Осенью 1994 года в Балтийском море затонул развлекательный паром «Эстония» вместе с 852 людьми. Судно держало курс из Таллинна в Стокгольм, пока не попало в шторм и не затонуло у берегов Финляндии. Спасателям удалось забрать только 137 уцелевших — все остальные были заперты внутри или умерли от переохлаждения в ледяной морской воде.

Через 26 лет после трагедии правительство Швеции решило провести повторный осмотр судна, поскольку подводные съемки продемонстрировали дыры в корпусе, которые до этого никто не замечал, сообщает Reuters.

Alan / Flickr

В девяностых годах у шведов был популярным отдых в столице Эстонии, которая недавно обрела независимость от СССР. Паром «Эстония» перевозил сотни желающих отдохнуть в бывшей советской республике и развлекал их музыкой, танцами, шведским столом, алкоголем и возможностью ездить по палубе на собственных автомобилях.

Паром затонул примерно на половине пути в Швецию под толщей воды в 85 метров.

Трагедию совместно расследовали правительства Швеции, Финляндии и Эстонии. Чиновники назвали кораблекрушение несчастным случаем и обвинили во всем плохую погоду — по их выводам, из-за высоких волн и неисправности визора на паром попало много воды, что привело к потере баланса судна. «Эстония» утонула менее чем за час, пишет History.

Museoviraston Kuvakokoelmat / Flickr

Однако с выводами о несчастном случае согласились не все. Многие друзья и члены семей погибших на борту «Эстонии» считали, что судно затонуло из-за дыр, которые появились в результате взрыва или столкновения с подводной лодкой. В последующие годы появилось множество теорий относительно катастрофы, которые отрицали официальную версию событий.

По одной из конспирологических версий, паром затопили российские спецслужбы, поскольку он перевозил из Эстонии в Швецию несколько грузовиков с советской военной техникой, откуда ее должен был забрать американский военный самолет. Якобы бывшие офицеры КГБ не хотели, чтобы достижения советской военной промышленности попали на Запад.

Эта теория объясняет затопление спланированным взрывом на борту судна. По другой теории, сразу после катастрофы с обломков «Эстонии» убрали визор, как главное доказательство столкновения с чем-то под водой. Еще одна версия гласит о торпедах, выпущенных с российской подводной лодки.

Museoviraston Kuvakokoelmat / Flickr

Большинство альтернативных теорий о катастрофе вследствие политического заговора исходит от праворадикальных кругов Швеции, одна касается немецкого левого издания. Также через десять лет после трагедии бывший служащий морской таможни Швеции заявил, что паром действительно несколько раз использовали для тайной транспортировки советской военной техники.

По словам Леннарта Генрикссона, который прослужил на таможне 38 лет, перевозка оружия была согласована на самом высоком уровне, и он получил указание не обыскивать определенную машину. Таким образом паром «Эстония» один раз перевез военную электронику, которую он лично видел. Это повторялось несколько раз, пока паром не затонул. Чиновник имел копии документов машины, и по ним установил, что ею владела компания Ericsson.

18 декабря правительство Швеции заявило, что позволит провести подводное исследование остатков парома, поскольку в недавно вышедшем документальном фильме канала Discovery Network показали подводную съемку, где на правом борту «Эстонии» видны два ранее незамеченных отверстия.

Правоохранительные органы Швеции отмечают, что изучение видеозаписей, на которых видны отверстия, еще не доказывают ошибочность официальной версии о причинах трагедии, однако необходимо провести новый осмотр остатков «Эстонии» и закрыть все вопросы.