NYT: Китайские спецслужбы с помощью ДНК создают фотороботы лиц. Технологию тестируют на уйгурах

Kostia Andreykovets

Китайские спецслужбы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе разрабатывают технологии создания фоторобота человека с помощью ДНК. Предполагается, что на выходе технология будет применена совместно с системой распознавания лиц и ляжет в основу новых баз данных, которые помогут правительству охотится на активистов и диссидентов, а также полностью контролировать мусульман-уйгуров.

Об этом пишет The New York Times.

Технология основана на фенотипировании ДНК — получении совокупных характеристик, присущих индивиду. Она создает трехмерные модели человеческих лиц, используя информацию о цвете кожи, глаз и происхождении. Анализы генов пока не точны, но ученые пытаются усовершенствовать технологию.

Для создания трехмерных моделей человеческих лиц у сотен тысяч уйгур взяли образцы крови. Некоторые разработки ведутся в лабораториях Министерства общественной безопасности Китая, а некоторые из ученых получили финансирование от авторитетных европейских учреждений. Международные научные журналы при этом опубликовали некоторые результаты, не удосужившись проверить происхождение ДНК, использовавшихся в тестах.

Китайские ученые уверяют, что они следуют нормам, установленным международными ассоциациями ученых, которые требуют добровольный сбор крови. Многие жители в Синьцзяне в тайне говорят, что у них нет выбора. По словам уйгуров, покинувших страну, правительство собирает образцы в рамках обязательной программы проверки здоровья. Большую часть анализов отобрали в рамках «кампании по борьбе с терроризмом».

Журналисты побывали в городе Тумшук, где расположены два репрессивных лагеря перевоспитания. Полиция им не разрешила общаться с жителями, у многих из которых брали образцы крови. Относительно лагерей журналисты отметили, что они как правило переполнены и там практикуют пытки.

Большинство ученых и правозащитников заявляют, что правительство Китая использует открытость международного научного сообщества для исследований генома человека в сомнительных целях. Эксперты по этике в науке обеспокоены тем, что Китай может использовать технологию для оправдания и усиления расового профилирования и другой государственной дискриминации в отношении уйгуров.